«ЭКОСИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НКО РОССИИ» 14 октября 2010 года Рабочей группы Общественной палаты по развитию благотворительности в партнерстве с компанией «Evolution and Philanthropy» был проведен круглый стол на тему: «Экосистема обучения третьего сектора в контексте программы поддержки социально-ориентированных НКО» В работе круглого стола принял участие генеральный директор ОООИБРС О.В. Лавров, а так же представители более 60 организаций, в том числе представители региональных администраций, некоммерческих и донорских организаций из Москвы, Ярославля, Сургута. Участники из Новосибирска, Бурятии, Самары, Санкт-Петербурга и Ленобласти присоединились к круглому столу в формате видео-конференции.
Круглый стол проводился в целях: - содействия обмену опытом между некоммерческими организациями, высшими учебными заведениями, работающими в сфере образования для НКО; - представления возможностей участия представителей некоммерческого сектора в образовательных проектах; - консолидации усилий в интересах профессионализации деятельности некоммерческих организаций в России. Обучение и информирование являются неотъемлемой составляющей поддержки некоммерческого сектора, поэтому проблематика круглого стола является весьма актуальной, особенно ввиду принятия Федерального закона Российской Федерации N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (от 5 апреля 2010 года). На круглом столе были представлены результаты нескольких исследований, в том числе результаты исследования образовательных потребностей некоммерческого сектора, обзор рынка краткосрочных и долгосрочных образовательных услуг, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В процессе круглого стола также было выявлено, что: • в экспертном сообществе отсутствует единая точка зрения на то, как должна быть выстроена система обучения для некоммерческих организаций; • необходимо дальнейшее осмысление целей обучения представителей некоммерческих организаций, выявление потребностей обучения и определение целевой аудитории; • отсутствие достаточного финансирования центров, предоставляющих образовательные услуги, а также отсутствие финансовых возможностей у некоммерческих организаций платить за обучение является одним из серьезнейших препятствий для развития системы образования для НКО; • отсутствие у ресурсных центров государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности снижает их конкурентоспособность по сравнению с другими образовательными учреждениям; • существует опасение, что при предоставлении финансовой поддержки в рамках реализации программы поддержки социально-ориентированных НКО некоммерческие организации окажутся в неравных по отношению к государственным образовательным учреждениям условиях; • существует положительный опыт взаимодействия некоммерческих организаций и органов государственной и муниципальной власти в вопросах обучения; • в системе высшего и послевузовского образования отсутствует системный подход к обучению менеджменту НКО; • требуется реформировать систему обучения и переподготовки государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию федеральных законов, направленных на реформирование социальной сферы страны. В этой работе некоммерческие ресурсные центры могли бы сыграть существенную роль; Участники круглого стола отметили, что некоммерческими организациями накоплен значительный опыт реализации различных краткосрочных и долгосрочных образовательных проектов. Получение государственной поддержки в рамках федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО позволит использовать потенциал организаций некоммерческого сектора и повысить качество и эффективность образовательных программ. Участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти: • Создать условия для развития региональных и территориальных ресурсных центров по поддержке НКО. • Сформулировать государственный заказ на обучение государственных и муниципальных служащих, работающих с некоммерческими организациями и участвующими в реализации программ поддержки социально-ориентированных НКО. • Обеспечить равные конкурентные условия для всех организаций, предоставляющих образовательные услуги, которые могут претендовать на поддержку в рамках 40 ФЗ. • Обеспечить прозрачность реализации государственных программ и внедрение системы оценки их эффективности (в том числе свободный доступ к данным через Интернет). Участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать грантодающим организациям: • Подумать над возможностью создания стипендиального фонда для сотрудников социально-ориентированных НКО с целью предоставления грантов на обучение. • Мотивировать НКО на повышение профессионального уровня своих сотрудников и выделять специальные поддерживающие гранты на такое обучение. • Инициировать программы консолидации, обмена опытом и лучшими практиками среди организаций, занимающихся обучением НКО. Участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать ресурсным центрам и НКО, ведущим образовательную деятельность: • Использовать ценностно-ориентированный подход при организации обучения и переподготовки. • Создавать коалиции ресурсных центров для построения общей образовательной платформы и координации предлагаемых образовательных программ • Разработать программы по взаимодействию с некоммерческими организациями для переподготовки для государственных и муниципальных служащих. • Усилить практическую направленность предлагаемых образовательных программ. • Использовать образовательные программы для дальнейшей институционализации некоммерческого сектора. • Разработать программы повышения квалификации для тренеров и педагогов, ведущих обучение для НКО • Проводить оценку эффективности образовательных программ. • Содействовать развитию системы самообразования, в том числе через систему клубов, обмена опытом среди НКО, консолидироваться для разработки методической литературы, описания и распространения лучших практик. Участники круглого стола рекомендуют учреждениям высшего профессионального образования: • На регулярной основе проводить исследование образовательных потребностей некоммерческих организаций. • Развивать учебно-методическую базу, систему повышения квалификации преподавателей, занятых обучением НКО. • Проводить просветительские семинары для государственных и муниципальных служащих, а также для коммерческих организаций. • При разработке программ особую роль уделять семинарам и курсам по проблемам организационного, финансового развития некоммерческих организаций, управления организацией, созданию и функционированию попечительских советов. • Использовать открывающиеся в связи с введением нового образовательного стандарта - специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (MPA) –в рамках приказа Минобрнауки РФ №39 от 8 февраля 2008 г. возможности для разработки специализированных курсов «Менеджмент НКО» и «Основы гражданского общества». |