Ситуацию с ожирением врачи называют неинфекционной пандемией, оно
стало вызовом для общества, сложной задачей для здравоохранения и личной
трагедией для человека.
Если в 2000 году им страдали 325 млн жителей
планеты, в 2020-м ‒ уже 650 млн. По прогнозам специалистов, к 2030 году
ожирение будет диагностировано у 1,1 млрд человек.
Какова ситуация с ожирением в нашей стране? В сборнике
«Здравоохранение в России ‒ 2023», выпущенном Росстатом, приводятся
следующие данные:
- за 2022 год в стране выявлено 419 тысяч новых случаев ожирения, что на 10% больше, чем годом ранее;
- 108 тысяч случаев зафиксировано у детей до 14 лет;
- болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена
веществ в 2022 году обнаружены у 13,05 млн россиян. Это почти на
миллион больше, чем в 2020-м.
Но Росстат приводит лишь официальные данные, зафиксированные в
медицинских картах, притом что огромное количество людей, страдающих от
лишнего веса, до врачей не доходит. До сих пор общество в целом, включая
часть медицинского сообщества, считает, что ожирение ‒ результат
отсутствия воли и пищевой распущенности. Проблема «недодиагностики»
ожирения как болезни существует. Такой диагноз поставлен менее трети
людей, имеющих заболевание. От момента заболевания до обращения к врачу в
среднем проходит около восьми лет.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов
считает, что в ближайшие 30 лет в России преждевременная смерть по
причине ожирения составит до 10% в общей структуре смертности населения,
общая недееспособность людей с избыточным весом будет обходиться
российской экономике в 4% ВВП. По оценкам ВОЗ, доля жителей РФ с
избыточным весом еще в 2016 году превысила 60% с тенденцией к
дальнейшему росту.
С 1975 по 2016 год распространенность ожирения среди детей и
подростков в мире выросла с 4 до 18%. По итогам выборочного
анкетирования школьников РФ, которое было проведено в рамках
федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального
проекта «Демография», избыточная масса тела выявлена у 18% опрошенных
школьников, ожирение – у 8%, а в отдельных регионах количество детей с
избыточной массой тела в 1-4 классах превышает 30%.
Необходима единая программа профилактики и лечения ожирения, комплекс
мер, который бы способствовал изменению отношения населения и врачей к
проблеме. ВСП разработал дорожную карту, одна из приоритетных задач –
включение ожирения в перечень социально значимых заболеваний, что
позволит внести его в программу госгарантий и сделать лечение
бесплатным.
Практические шаги
Мы попросили экспертов ВСП более подробно рассказать о дополнительных
и неочевидных мерах, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону.
Что нужно сделать, чтобы победить ожирение:
- Признать наличие проблемы для здоровья на государственном уровне у каждого человека с избыточной массой тела и ожирением.
- Иметь план действий, маршрут. Он нужен государству (в виде проблемы)
и человеку (в виде понятного и реалистичного алгоритма лечения, в том
числе самостоятельного).
- Необходимо заниматься профилактикой как на государственном уровне
через формирование привычки к ЗОЖ и осознанному питанию; работать с
пациентами, объясняя, что нужно менять образ жизни, а не сидеть на
сомнительных диетах.
Экономические меры
Многие страны добились существенного прогресса в основном за счет нормализации питания и повышения физической активности.
Реализация законодательных мер, обязывающих производителей или
розничных продавцов предоставлять информацию о питательном составе
продуктов, продаваемых в магазинах и супермаркетах. Эта информация
должна быть хорошо видна и проста для понимания потребителя. В настоящее
время почти во всех странах ОЭСР требуется наличие маркировки на
переработанных пищевых продуктах, которая может быть прикреплена к
задней части упаковки, маркировка упаковки BoP (back-of-package)
расфасованных пищевых продуктов. В то время как этикетки BoP, как
правило, информируют только о содержании питательных веществ и могут
быть сложными для чтения и понимания, этикетки FoP (front-of-package)
обычно более привлекательны и интуитивно понятны. Предполагается, что
интуитивно понятные метки FoP снижают среднесуточное потребление калорий
на 1,16%.
Пропаганда активного образа жизни среди населения через традиционные
средства массовой информации (интернет, радио, телевидение и
газеты/журналы). Согласно имеющимся данным, в течение одного месяца
после начала кампании в СМИ число людей, которые считаются как минимум
умеренно активными, увеличивается на 60%.
Better Health – постоянная социальная кампания в Великобритании,
созданная в 2009 году для решения проблем с ожирением путем пропаганды
здорового питания и физической активности. Мероприятия включают в себя
рекомендации от специалиста первичной медико-санитарной помощи человеку с
высоким риском хронических заболеваний, связанных с гиподинамией, за
которыми следуют дополнительные шаги, такие как предписание минимального
еженедельного объема физической активности, спортивные упражнения и
последующее индивидуальное консультирование. Оценка показала, что
программа способствует не только повышению уровня физической активности,
но и улучшению качества жизни.
Мобильные приложения, пропагандирующие поведение, ведущее к снижению
веса, могут помочь людям подсчитать количество шагов, которые они
проходят за день, оценить потребляемые калории, предоставляя информацию о
пищевой ценности продуктов и напитков. Кроме того, они могут
использовать технологические возможности, например, связывая информацию о
калориях со штрихкодами продуктов, которые можно сканировать с помощью
телефонов; путем создания диаграмм тенденций потребления калорий и
уровня физической активности; путем предоставления информации о
близлежащих оздоровительных и велнес-мероприятиях/объектах; путем
поощрения здорового образа жизни с помощью различных программ поощрения.
Распространение учебных материалов по вопросам питания и
предоставление здоровой пищи в школьных столовых. Анализ школьных
программ, пропагандирующих как более здоровое питание, так и
дополнительную физическую активность, показал, что эти вмешательства
приводят к среднему снижению ИМТ на 0,30 кг/м2.
- Реклама продуктов питания
Введение запрета рекламы продуктов питания на телевидении,
ориентированной на детей в возрасте до 18 лет, с целью ограничения
потребления калорийных продуктов с высокой степенью переработки. В Чили,
Корее и Бразилии ограничения на рекламу распространяются и на
невещательные СМИ, такие как социальные сети и интернет в целом. Франция
установила, что любая реклама потенциально нездоровой пищи и напитков
должна сопровождаться сообщением, подчеркивающим принципы диетического
просвещения. Большая группа стран позволяет производителям продуктов
питания перейти на саморегулирование. В Дании кодекс саморегулирования
действует с 2008 года в формате Форума ответственных маркетинговых
коммуникаций в области пищевых продуктов. В Европейском союзе в 2007
году было принято добровольное обязательство пищевой промышленности не
рекламировать высококалорийные продукты в СМИ, где дети в возрасте до 12
лет составляют не менее 35% аудитории.
Экономические стимулы, в том числе ценовые интервенции, могут
использоваться в качестве полезного инструмента для поощрения изменений в
пищевом поведении. Правительства могут влиять на поведение потребителей
в отношении продуктов питания, проводя целенаправленную ценовую
политику. Большинство мер в этой области сосредоточено на повышении цен
на продукты с высоким содержанием сахара, насыщенных жиров или соли,
снижении цен на более здоровую пищу, продаваемую в магазинах. Среди
различных вариантов особого внимания заслуживает налогообложение
сахаросодержащих напитков. 17 стран, в том числе 13 стран ОЭСР, облагают
налогом sugar-sweetened beverages (SSB) напитки или другие продукты
питания.
- Субсидии на здоровое питание
Некоторые из наиболее распространенных форм продовольственных
субсидий включают ваучеры на здоровое питание или скидки на покупку
здоровых продуктов в рамках государственных программ. В Нью-Йорке
программа Health Bucks предоставляет получателям программы
дополнительной помощи в области питания (SNAP) купон на $2 за каждые $5,
потраченных на свежие фрукты и овощи на участвующих в программе
фермерских рынках.
Источник: GxP News |