«Здоровье нельзя преподносить как товар»
Какой должна быть российская медицина в современных реалиях? Что
вкладывают в понятие «качество медицинской помощи» пациенты и медики? Об
этом и многом другом эксперты говорили в ходе прошедшего в Москве
круглого стола «Государственная и частная медицина: гарантия качества и
безопасности в современных условиях».
Как рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов,
руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в
Росздравнадзоре, профессор Ян Власов, сегодня в Москве количество
государственных и частных медицинских организаций примерно сравнялось.
При этом довольно часто можно наблюдать негативное отношение пациентов к
«частникам»: мол, они на нас зарабатывают деньги. «Пациенты
рассматривают задачи государственного и частного здравоохранения
по-разному. Первому важно лечить побыстрее и подешевле. Задача
частников: пациент должен приходить почаще и лечиться подороже.
Некоторые даже советуют недолечивать пациента, чтобы у него был повод
обратиться вновь. Однако сегодня навязывание дополнительных услуг есть и
в госучреждениях. Чтобы обезопасить себя от следственного комитета,
врачам приходится назначать пациентам все, что есть в клинических
рекомендациях. Многие врачи боятся работать в этой системе: сегодня
любая жалоба пациента может закончиться уголовным делом. Но врач и
пациент находятся в одной лодке: потонет врач, потонет и пациент.
Поэтому нужна декриминализация действий врача».
Кроме того, эксперт отмечает, что удовлетворенность человека связана
не только с помощью, которую он получил, но и с тем, как ее «упаковали».
Например, жители отдаленных регионов хотят рожать в Москве и готовы
платить за это огромные деньги только потому, что в палате есть свой
туалет, свой персонал и белые стены. Власов отмечает, что сегодня врач
перестал быть врачевателем душ человеческих, а профессия перестала быть
служением: «Вместе с этим здоровье преподносится как товар. А здоровье
не имеет цены. Надо вернуть эту концепцию в образовательные учреждения.
Неважно, частная медицина или государственная - она должна служить
пациенту».
Заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный институт
качества Олег Швабский не согласен с тем, что медицина - это искусство.
По его мнению, медицина - тяжелая рутинная работа, и единственная
возможность не навредить - выполнять стандарты. «Лечить надо не дольше
или короче, а одинаково, по стандартам. Тогда разница между частной и
государственной медициной будет нивелирована».
Академик РАН, заведующий кафедрой терапии, общей врачебной практики и
ядерной медицины РНИМУ Григорий Ройтберг отмечает, что качество
медпомощи в странах с высоким уровнем жизни стоит на втором месте среди
причин, которые мотивируют человека жить в той или иной стране:
«Пользователю должно быть не важно, кому принадлежит здание клиники или
томограф; медицина бывает либо хорошая, либо разная. Мы часто путаем
удовлетворенность пациента и качество медпомощи. Первая может быть
высокой - врачи могут красиво говорить. А могут быть грубыми и
неприветливыми - зато врачами от бога. Но в мире придумали системы
аттестации и профессиональной оценки качества медпомощи, системы оценки
клиник, например, добровольная сертификация JCI. И ещё очень важно,
чтобы в нынешних условиях мы не теряли международные связи в тех
случаях, когда это возможно - мы не можем жить в замкнутом пространстве.
Иначе получится, как у Жванецкого - если других туфель не видим, наши -
самые хорошие».
Но какие условия нужно создать в стране для повышения качества
медпомощи? Об этом рассказала ректор Высшей школы организации и
управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Она отметила, что
качество и безопасность медпомощи во многом определяется знаниями
врачей, но с этим есть проблемы. Мы живем в эпоху большого объема
информации - количество данных, по экспертным оценкам, удваивается
каждый год. И если раньше врачи получали знания из учебников, сегодня им
доступны компьютерные базы. В медицине широко используется
искусственный интеллект, который позволяет использовать данные
электронных карт. «Однако остаётся проблема с обновлением знаний у
врачей, - говорит профессор Улумбекова, - ежегодно экспертизы качества
помощи в системе ОМС выявляют 25% дефектов в ее оказании, а в
следственном комитете даже создан отдел медицинских экспертиз - более
170 дел против врачей ежегодно доводится до суда. При этом оплата труда
профессоров, преподавателей вузов, в том числе медицинских в 2,5 раза
ниже, чем в советское время в сопоставимых деньгах.
В России короче, чем в развитых странах, время подготовки врачей, и
наши медики начинают работать с пациентам ещё до интернатуры. В
большинстве медицинских организаций сегодня нет библиотек, и только 20%
врачей читают медицинскую литературу».
В России для врачей сегодня введены стимулирующие выплаты (за
количество пациентов и пр.). Однако международные исследования показали,
что такая система не работает. Как и система наказаний. Чтобы врачи
работали эффективно, их нельзя загонять, им необходимо создавать хорошие
условия и благоприятную среду в коллективе.
А ещё в России число выявленных осложнений в 28 ниже, чем в Америке.
Не потому что их меньше - просто их боятся выявлять. В поликлиниках есть
стимулирующие доплаты за снижение смертности трудоспособного населения
на 10% в год, тогда как по факту за последние годы она выросла на 7%.
По мнению экспертов, сегодня необходимо делать серьезные вложения в
повышения уровня знаний врачей. Например, по статистике Великобритании
каждый вложенный доллар дает от 2 до 9 долларов эффекта.
Однако эксперты напоминают, что не все зависит от врачей. Как
рассказывает процессор РАН Наталья Кондратова, человек может сделать
успешную операцию у высококвалифицированного врача, но если после
операции санитарка не помоет руки, и возникнет гнойное осложнение, это -
проблема всей системы.
Источник: Московский Комсомолец |