Россияне хотят, чтобы некоммерческий сектор контролировал работу медучреждений
От НКО, действующих в сфере здравоохранения, россияне ждут прежде
всего контроля за работой медицинских учреждений. Так считают 48%
участников опроса, проведенного Высшей школой экономики. Еще 46%
респондентов говорят о необходимости защищать права пациентов. Речь идет
о деятельности негосударственных организаций, которые, в частности,
организуют кампании по вакцинации, предоставляют психологическую помощь,
помогают обеспечить доступ к медицинским услугам малообеспеченных групп
населения, участвуют в борьбе с пандемиями и эпидемиями, такими как
ВИЧ/СПИД. Эксперты, с которыми поговорил “Ъ”, указывают, что
некоммерческий сектор не может исполнять роль «надзорных органов», а
запрос со стороны населения объясняют сложным законодательством в
области здравоохранения: пациент не знает, на что вправе рассчитывать по
закону.
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
НИУ ВШЭ в рамках всероссийского опроса населения поинтересовался мнением
более 2 тыс. россиян старше 18 лет о текущей ситуации в сфере
здравоохранения и выяснил, как, по их мнению, некоммерческие организации
(НКО) и волонтеры могут способствовать ее улучшению. 43% респондентов
признали состояние сферы здравоохранения удовлетворительным. Почти
столько же — 42% — плохим. Только 13% россиян оценили его как хорошее,
оставшиеся 2% затруднились ответить. Результаты, отметим, в целом не
противоречат итогам опроса центра социального проектирования «Платформа»
и компании «Онлайн Интервьюер» (см. “Ъ” от 18 декабря 2023 года): 44%
сказали, что «скорее довольны», а 54% «скорее недовольны», отвечая на
похожий вопрос.
Почти половина респондентов ВШЭ (47%) считает, что деятельность НКО в
области здравоохранения является особенно необходимой в нашей стране —
больше, чем в любой другой сфере. При этом только 16% респондентов
полагают, что НКО там реально работают.
В первую очередь население ждет от представителей некоммерческого
сектора контроля за работой медицинских учреждений — этот вариант
выбрали 48% опрошенных. 46% полагают, что НКО могут защитить права
пациентов.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого
сектора Ирина Мерсиянова рассказывает, что аналогичные вопросы
задавались и руководителям НКО. Оказалось, что те видят ключевой задачей
защиту прав пациентов, а контроль, о котором говорят граждане, для них
находится только на третьем месте по значимости. На втором —
информирование о качестве работы медучреждений, которое граждане,
напротив, не считают приоритетным. Госпожа Мерсиянова подчеркивает, что в
целом НКО играют важную роль в обеспечении доступности, качества и
равенства здравоохранения для всех членов общества. Так, отмечает она,
НКО могут оказывать медпомощь в местах, где она недоступна или
недостаточно доступна. Представители некоммерческого сектора проводят
программы по профилактике и повышению осведомленности о здоровом образе
жизни, организуют кампании по вакцинации и другую просветительскую
работу. Они предоставляют психологическую помощь, поддерживают
медучреждения в приобретении оборудования и медикаментов, помогают в
организации доступа к медицинским услугам для малообеспеченных групп
населения. НКО, продолжает Ирина Мерсиянова, играют важную роль в борьбе
с пандемиями и эпидемиями, такими как ВИЧ/СПИД, малярия, туберкулез.
Они оказывают правовую помощь, представляют интересы пациентов перед
медучреждениями и госорганами.
Директор социальных проектов VK и руководитель «VK Добро» Александра
Бабкина добавляет, что в вопросах здравоохранения НКО играет роль
эксперта и партнера.
Хорошим примером, по ее словам, является деятельность фонда помощи
хосписам «Вера», который лоббирует изменения в оказании паллиативной
помощи людям по всей стране. Программы равных консультантов (люди,
которые прошли через опыт того или иного заболевания) в онкологии
развивают в фонде «Александра», а среди людей с ВИЧ — в ассоциации
«Е.В.А.», продолжает госпожа Бабкина. «Часто бывает так, что
некоммерческая организация пилотирует новую медицинскую программу,
связанную с помощью с разными заболеваниями, так как близко
взаимодействует с теми, кому нужна помощь. К примеру, благотворительному
фонду "Жизнь как чудо" благодаря общению с родителями нескольких
маленьких пациентов с заболеваниями печени и врачами, удалось найти
"серую зону" в диагностике сложных заболеваний печени. В рамках проекта
"Гипераммониемия" фонд оснащает больницы специальными аппаратами по
измерению аммиака в крови у детей. Это помогает врачам выявлять
повышенный аммиак и своевременно назначать корректное лечение»,— говорит
она.
Гендиректор Фонда семьи Тиньковых Константин Тихомиров рассказывает,
что организация сотрудничает более чем с 70 клиниками по всей России:
«Мы вместе определяем зоны, в которых можем помочь, дополнить и усилить
друг друга. Мы помогли с закупками дорогостоящего оборудования для
региональных клиник, сделали капитальный ремонт, теперь обучаем и
повышаем квалификацию среднего и высшего медицинского персонала».
Однако господин Тихомиров подчеркивает, что некоммерческие организации не могут быть «надзорным органом».
Врач-гематолог, медицинский эксперт Фонда семьи Тиньковых Андрей
Абросимов указывает, что НКО (как адресные, так и системные) не могут
осуществлять контроль за качеством оказания медицинской помощи — это не
закреплено текущей нормативно-правовой базой. Зато у НКО есть более
важные инструменты: «Практико-ориентированное образование медицинского
персонала способно улучшить качество медицинской помощи не одному, а
тысячам пациентов».
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев указывает на сложное
законодательство в области здравоохранения — пациент с трудом может
самостоятельно определить, на что он вправе рассчитывать по закону.
Поэтому, указывает он, граждане приветствуют деятельность НКО по защите
прав пациентов в больницах и интернатах, а те, в свою очередь,
«действуют безвозмездно и независимо от госорганов и руководства
медучреждений»: «Последние нередко препятствуют работе НКО, стремятся ее
усложнить, поскольку каждое выявленное нарушение прав пациента —
потенциальная проблема для больницы». Впрочем, сопредседатель
Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев подчеркивает, что «задача НКО
не наказать кого-то, а профилактировать конфликты».
В связи с этим уместно вспомнить о недавних коррективах в законе «О
психиатрической помощи»: из него исключили ст. 38, в которой описана
обязанность государства создавать независимые службы защиты прав людей с
психическими расстройствами. Вместо этого законодатели предложили
расширить ст. 46: права пациентов смогут защищать, например,
региональные и федеральные чиновники, однако они обязаны согласовывать
условия посещения пациента с руководителем медицинского учреждения.
Источник: Коммерсант |