Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом


Главная
01.05.2024
Сеть ОООИБРС
Президент ОООИБРС
Устав
Структура
Экспертная служба
Служба патронажа
Информационная служба
Система НКО
Почта
РС у детей
III съезд ОООИ-БРС
IV съезд ОООИБРС
Архив публикаций
Лучшие практики
Видеоархив
Юридический архив
ПИТРС
ВСП программы
Обучение
Реабилитация
Благодарности
Проекты ОООИБРС
Методические материалы
Наши эксперты
Центральный
Москва
Московская область
Воронежская область
Курская область
Орловская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Липецкая область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный
Ростовская область
Волгоградская область
Астраханская область
Краснодарский край
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Крым
Севастополь
Северо-Западный
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Новгородская область
Республика Карелия
Республика Коми
Северо-Кавказский
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский
Ульяновская область
Саратовская область
Самарская область
Республика Татарстан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Башкортостан
Пермский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Уральский
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Сибирский
Новосибирская область
Красноярский край
Республика Алтай
Алтайский край
Томская область
Омская область
Забайкальский край
Кемеровская область
Иркутская область
Республика Хакасия
Дальневосточный
Приморский край
Хабаровский край
Сахалинская область
Магаданская область
Камчатский край
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
С праздником
  

ENGLISH VERSION
ABOUT SOCIETY
NEWS
REHABILITATION
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Статистика
Участников: 15707
Новостей: 7767
Ссылок: 13
Missus Revised
29.01.2024 Эпидемический щит России необходимо создавать Отправить на e-mail
 Сегодняшнее состояние эпидемиологической службы России вызывает ряд вопросов, которые необходимо решать оперативно.

Благодаря усилиям российских ученых, медиков и власти пандемия на территории страны была остановлена. В дальнейшем эксперты прогнозируют новые биологические вызовы, поэтому обеспокоенность состоянием инфекционной и биологической безопасности вполне закономерна. О том, что можно сделать для того, чтобы защитить население от инфекционных угроз, рассказывает Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.

Главная проблема, являющаяся серьезным препятствием в борьбе с инфекционными угрозами, ‒ отсутствие единого центра ответственности, планирования и воплощения стратегии и тактики противодействия биологическим вызовам. Ситуацию усугубляют трудности с производством достаточного количества современных антибиотиков и вакцин. Есть и проблемы с профессиональной подготовкой специалистов-инфекционистов и эпидемиологов.

Для ускорения работы по защите населения от инфекционных угроз считаем важным и своевременным рассмотреть вопрос о разработке и реализации государственной программы во главе с Минздравом России. Это позволит обеспечить устойчивость к инфекционным угрозам, обезопасить граждан страны.

Имеющиеся и потенциальные инфекционные угрозы

Сегодня в РФ необходимо повысить устойчивость к имеющимся и потенциальным инфекционным угрозам во избежание масштабных людских потерь, экономического ущерба и связанных с этим политических рисков.

Яркий пример ‒ пандемия COVID-19, когда за 2020-2021 годы по сравнению с 2019-м, несмотря на героические усилия российских медиков, дополнительная смертность составила 980 тысяч человек. В расчете на 1 млн населения это значение оказалось одним из самых высоких среди развитых стран и в полтора раза выше, чем в новых странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития. Эти высокие цифры объясняются тем, что система здравоохранения не обладала необходимыми резервами, которые были подорваны годами недофинансирования и пагубной оптимизацией. В отрасли просто не осталось мощностей для оказания медицинской помощи пациентам с другими диагнозами. Экономический ущерб от пандемии (медицинские затраты, потери ВВП, снижение работоспособности граждан) только за 2022 год оценивается в 3,6 трлн рублей. Экономический ущерб, приносимый высокой заболеваемостью и смертностью от других инфекционных заболеваний, оценивается дополнительно в 1,6 трлн рублей (1,0 трлн рублей на 36 инфекционных болезней и 0,6 трлн рублей от ВИЧ, туберкулеза и вирусных гепатитов).

Об инфекциях языком цифр

  • В 2022 году в РФ смертность от инфекционных болезней была в полтора раза выше, чем в советское время (в 1990 году) и в 3,3 раза выше, чем сегодня в странах ЕС. Около 90% смертей от этой причины (22 тысячи человек) приходится на трудоспособный возраст. Основные причины смертности составляют три заболевания (ВИЧ, туберкулез и вирусные гепатиты), управляемые методами профилактики, своевременного выявления и современного лечения.
  • Заболеваемость туберкулезом и ВИЧ от четырех до 10 раз выше, чем в странах ЕС, что говорит о недостаточных мерах по профилактике.

Растет заболеваемость вакциноуправляемыми инфекциями. Так, за девять месяцев 2023 года в РФ заболеваемость корью выросла почти в 300 раз, чем годом ранее, что во многом связано со снижением приверженности населения к вакцинопрофилактике.

  • Недостаточно внимания уделяется вакцинопрофилактике взрослых, что ведет к увеличению дней нетрудоспособности и, соответственно, экономическим потерям.
  • Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), то есть полученные, как правило, в стационаре при проведении медицинских вмешательств, не выявляются полностью. Их реальное количество может быть как минимум в 10 раз выше, соответственно, около 300 тысяч случаев (без учета COVID-19). Около 10% этих случаев приводит к смертельному исходу, то есть к дополнительным 30 тысячам смертей.
  • Устойчивость (резистентность) инфекционных агентов к антибиотикам приводит к дополнительным затратам на лечение пациентов с такими инфекциями и увеличению их смертности от полутора до двух раз в зависимости от возбудителя (по сравнению с теми пациентами, у кого сохраняется чувствительность к антибиотикам). В РФ таких пациентов в условиях стационаров насчитывается более 0,5 млн, при среднем уровне летальности 25% количество смертей составляет не менее 125 тысяч человек в год. И это число будет нарастать в отсутствие системных мер.

Подход должен быть системным

Настоящие и будущие угрозы требуют системных подходов как в части усиления мощностей инфекционной службы РФ, так и создания научной базы.

В РФ происходит снижение обеспеченности врачами-инфекционистами: с 2010 по 2022 год она сократилась на 16%, а также врачами-фтизиатрами ‒ с 1990 по 2022 год ‒ в два раза. В результате сложился существенный дефицит врачей-инфекционистов ‒ 27% по сравнению с необходимой штатной численностью (соответственно 6100 и 8400). В РФ в расчете на 1 млн населения обеспеченность ими составляет 42 врача-инфекциониста, что ниже, чем в большинстве развитых стран. Дефицит врачей-инфекционистов во многим связан с низкой оплатой труда врачей в целом по РФ, так как их базовый оклад в зависимости от региона составляет не более 26 000 рублей, а также с высокими рисками для здоровья в этой специальности. В стационарных медицинских организациях также наблюдается дефицит врачей-эпидемиологов (50-60% от потребности), микробиологов (бактериологов) ‒ 50-60% от потребности; есть регионы, где их нет совсем.

В РФ подготовка врачей-инфекционистов на два-три года короче, чем в развитых странах, соответственно, уровень их квалификации ниже. Сроки подготовки врачей терапевтического и педиатрического профиля из-за сокращения часов по новым ФГОС можно считать недостаточными.

В региональных бюджетах, из которых финансируется медицинская помощь, нет достаточных средств для того, чтобы содержать необходимый коечный фонд и тем более резервный коечный фонд для случаев эпидемий (с 2019 по 2024 год средства региональных бюджетов сократились на 5% в реальных ценах). Медицинские организации не обеспечены современными средствами диагностики для выявления госпитальных очагов инфекции и устойчивости инфекционных агентов к антибиотикам. Например, во многих из них нет микробиологических лабораторий, при этом главные врачи не направляют анализы во внешние высокопрофессиональные лаборатории, так как экономят средства. Это связано с тем, что тариф по лечению заболеваний (КСГ), как правило, дефицитен. В большинстве микробиологических лабораторий отсутствуют лабораторные информационные системы (ЛИС), а имеющиеся ЛИС не всегда отвечают современным требованиям. Более того, штрафные санкции со стороны ФОМС (когда снимается оплата за каждый случай возникновения ИСМП) препятствуют их регистрации.

Есть и проблемы взаимодействия с производителями лекарственных препаратов. Отсутствие долгосрочного заказа со стороны заказчика фармацевтическим производителям приводит к задержкам и неравномерному обеспечению регионов. Из-за отсутствия стабильного государственного заказа фармпроизводители не заинтересованы в разработке и проведении клинических исследований критически важных антибиотиков, новых иммунобиологических и противовирусных лекарственных препаратов.

На объеме и качестве проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований сказывается общее недофинансирование медицинской науки, оно в пять раз ниже, чем в развитых странах. В РФ также нет федеральной клинической базы для проведения третьей фазы КИ, а также для анализа организации и деятельности работы инфекционной службы. Необходимо развитие отечественной приборной базы для проведения микробиологических исследований; совершенствование отечественного производства субстанций противомикробных препаратов и питательных сред для культивирования целевых клеточных линий.

Длительное недофинансирование здравоохранения РФ не позволяет полноценно решать проблемы, стоящие перед инфекционной службой. К сожалению, расходы, заложенные на здравоохранение в 2024 году, позволят только покрыть официальный уровень инфляции и дополнительные затраты, связанные с оказанием медицинской помощи новым регионам. С 2019 по 2022 год государственные расходы по трем федеральным программам в реальных ценах выросли только на лечение ВИЧ-инфицированных пациентов, а на лечение пациентов с туберкулезом сократились на 21%, на вакцинопрофилактику ‒ на 16%.

Полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе борьба с инфекционными заболеваниями и эпидемиями, оказались рассредоточенными по двум ведомствам – Роспотребнадзору и Минздраву. Соответственно, нет единой вертикали управления во главе с профильным ведомством ‒ Минздравом России, как это было до 2012 года. Естественно, такая ситуация приводит к дублированию функций, размыванию ответственности за результаты, неэффективному расходованию средств и невозможности координации действий из единого профессионального центра при возникновении эпидемии. Нормативное регулирование и закупки ЛП по государственным программам сосредоточены в Минздраве, а процесс лечения пациентов осуществляется за счет средств регионов и зависит от возможностей их бюджета.

Необходимость создания государственной программы

Вопрос о разработке и реализации государственной программы под условным названием «Борьба с инфекционными угрозами» во главе с Минздравом России, который бы объединил усилия разных ведомств в этом направлении, был и остается актуальным. Важнейшие условия ее реализации: наличие единой вертикали управления во главе с Минздравом России, в том числе организация НМИЦ по инфекционным болезням (где бы концентрировалась научно-методическая и организационная деятельность); достаточное финансирование, а также переход на централизованное управление и финансирование (из федерального бюджета) инфекционной службы.

Источник: Медиа-Фарм Новости

 
< Пред.   След. >
Лента новостей

 


Система ОООИБРС
 Форум ОООИБРС
 Англоязычный сайт ОООИБРС
 Добродетель Центр реабилитации
 Сайт МинЭкономРазвития РФ
 Новости НКО
 Новости и события
 Призма
 Городская РС
 Сайт Администрации Самарской области
 Региональная РС
 Форум ВСП
 Сайт ВСП
 Представление ВСП
Почтовый сервер ОООИБРС

Социальные сети
 Блог на сервере майл.ру
 Социальная сеть ВКонтакте
 Живой Журнал
 Социальная сеть Одноклассники
 Ютуб

Перепечатка информации возможна только
при наличии активной ссылки на источник!

Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом | ОООИ-БРС | Все права защищены © 2008 | Центр ИНФО |
Проект при поддержке компании RU-CENTER