Фармацевты слишком часто предлагают не то, что нужно пациентам
Всероссийский союз пациентов (ВСП) отправил «тайных покупателей» в
российские аптеки — и получил удручающие результаты. Оказалось, что
17,8% фармацевтов не задают никаких уточняющих вопросов для подбора
безрецептурного препарата, 30,3% — не выясняют симптомы и особенности
самочувствия, а 69,7% не интересуются предпочтениями клиентов. Но
главное — фармацевты часто предлагают «аналог» запрошенному лекарству,
который на самом деле является биологически активной добавкой (БАД).
ВСП предложил Госдуме повлиять на работу аптек, в частности,
регулировать обращение БАДов.
Всероссийский союз пациентов оценил, как аптечные сети работают с
наиболее распространенными типами запросов пациентов. Для этого эксперты
ВСП с 31 марта по 15 апреля 2023 года изучали работу 270 аптек в 15
крупнейших регионах России. В каждом городе, попавшем в выборку, «тайные
покупатели» посетили 18 аптек из четырех федеральных сетей («Апрель»,
«Планета здоровья», «Доктор Столетов / Озерки», «Ригла / Будь здоров»).
Для сравнения в выборку были включены аптеки, не относящиеся к этим
сетям, от двух до пяти в каждом городе.
По данным ВСП, Россия занимает третье среди развитых стран место по
числу аптек (65 тыс., или 4,47 на 10 тыс. человек). В среднем в Европе
этот показатель — 3,1; в мире — 2,5. При этом доля независимых несетевых
аптек в России за последние годы резко снизилась до 18%. Рынок
стремительно монополизируется, обращают внимание в союзе: с 2014 года
доля входящих в топ-3 аптечных сетей выросла в три раза по числу точек и
в 3,5 раза по обороту. Входящие в топ-10 сети владеют 54% оборота.
Около 30% пациентов вместо посещения врача сразу идут в аптеку,
утверждают в союзе, а 61% при выборе препаратов руководствуется советом
провизора.
При этом, как показало исследование, 17,8% фармацевтов не задают
никаких уточняющих вопросов для подбора препарата, 30,3% — не выясняют
симптомы и особенности самочувствия, 69,7% — не интересуются
предпочтениями в отношении препарата в ходе консультации. Чаще всего
сотрудники аптек рекомендовали препарат без уточнения особенности
состояния пациента в случае его жалоб на диарею (31,1% всех аптек, в
которые обратились «тайные посетители»). Реже ситуация с рекомендацией
препарата без учета потребностей встречалась при подборе препаратов от
геморроя (13%). Значительно реже это встречалось при жалобах на кашель
(7,3%). Если работник аптеки не выявлял особенности состояния пациента,
лишь 34,4% рекомендуемых лекарств соответствовали состоянию самочувствия
пациента.
Важный результат проверки: даже при наличии нужного пациенту
препарата в аптеке 47% фармацевтов инициативно предложили другой
вариант. Рекомендованные средства являлись аналогом запрошенному
препарату по действующему веществу и дозировке только в 23,3% случаев. А
вот в 62% случаев рекомендации содержали БАДы, причем в 15% случаев это
были БАДы, не включенные медицинскими экспертами в перечень необходимых
препаратов при указанном состоянии.
«Сегодня провизоры выполняют функцию не независимого консультирования
и первичного звена медпомощи, а рекламного агента. Система бонусов
интегрирована в продажи и стимулирование персонала»,— говорится в
исследовании.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета
общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре,
член СПЧ при президенте России Ян Власов считает необходимым повлиять на
работу аптечных сетей. В частности, ограничить маркетинговые бонусы,
которые являются существенной частью доходов аптек, и вести контроль за
наценкой на льготные и бюджетные препараты. По его мнению, важно
обеспечить приток новых кадров в фармацевтическую отрасль и создать
единую систему регулирования — сегодня практически каждый регион
по-своему регулирует деятельность аптек. «Отдельного внимания требует
регулирование обращения БАДов. Назрела также необходимость создания
федерального органа по управлению за аптечными сетями. Все эти
предложения поступят для рассмотрения в Госдуму от фракции "Единая
Россия"»,— заявил господин Власов.
Аптекарская гильдия и Российская ассоциация аптечных сетей не
ответили на запрос “Ъ”. В Союзе профессиональных фармацевтических
организаций отметили, что «исследование не внушает доверия».
В пресс-службе Росздравнадзора разъяснили, что консультирование и
информирование покупателей — одна из ключевых функций аптечной
организации. Требования к объему такого участия провизора зависят «от
вида отпускаемого товара». Так, фармацевтическое консультирование
проводится, в том числе, когда пациент не обращался к врачу и просит
помощи работника аптеки. В таких случаях речь идет только о
безрецептурных препаратах, подчеркнули в Росздравнадзоре. «Именно к
провизору зачастую обращаются люди, ощутившие недомогание. Во время
фармацевтического консультирования он должен в первую очередь давать
доступные рекомендации. В некоторых случаях — порекомендовать обратиться
к врачу»,— сообщили в пресс-службе, призвав граждан «не заниматься
самолечением».
Замдиректора по научной и амбулаторно-поликлинической работе НМИЦ
терапии и профилактической медицины Минздрава России Александр Горшков
считает, что практика «назначения» препаратов фармацевтами без приема
врача должна быть сведена к минимуму.
«Фармацевт может консультировать граждан об имеющихся в продаже
лекарственных препаратах, в том числе о наличии других торговых
наименований и ценах на них, о порядке применения или использования
товаров аптечного ассортимента, в том числе о способах приема, режимах
дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях. Он может
оказывать помощь при выборе безрецептурных лекарственных препаратов,—
сказал господин Горшков.— Однако вопрос подбора терапии с учетом
возможных индивидуальных особенностей пациента должен осуществлять
лечащий врач».
Источник: Коммерсантъ |