В РФ возобновляется дискуссия о сокращении рекламирования лекарств на ТВ и радио
В Госдуму повторно внесен законопроект о запрете теле- и радиорекламы
лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. Такую рекламу
предлагается оставить только на специализированных телеканалах и в
радиопрограммах с участием медицинских и фармацевтических работников.
Необходимость принять меры по ужесточению законодательства авторы
инициативы объясняют серьезно возросшими масштабами самолечения.
Аналитический центр НАФИ по просьбе “Ъ” выяснил, что 44% россиян в
течение последних двух лет действительно покупали лекарства без
консультации врача, ориентируясь только на рекламу. Кроме того, 61%
жителей России предпочли бы видеть меньше рекламы лекарств — чтобы люди
обращались к специалистам и не лечились сами. Однако четверть россиян
настаивает: такой рекламы, напротив, должно быть больше.
Авторы инициативы, среди которых Леонид Слуцкий, Ярослав Нилов,
Дмитрий Свищев (все ЛДПР), предлагают внести поправки в закон «О
рекламе», которые ограничивают трансляцию рекламы безрецептурных
лекарств специализированными телевизионными каналами и специальными
радиопрограммами с участием медицинских и фармацевтических работников.
Также депутаты хотят увеличить минимальную длительность трансляции
данных о противопоказаниях отпускаемых без рецепта лекарств — с трех до
пяти секунд. «Предусмотренная в части 7 статьи 24 закона о рекламе
крайне незначительная продолжительность такого предупреждения, а также
площадь в кадре не позволяют человеку, особенно пожилому, получить
информацию о возможных противопоказаниях и необходимости консультации со
специалистом»,— говорится в пояснительной записке.
Необходимость принятия мер по ужесточению рекламного законодательства
авторы законопроекта объясняют тем, что «навязчивая реклама» приводит к
самолечению.
«Излишнее доверие людей к рекламе в вопросах лечения свидетельствует о
том, что доступность и качество медицины в нашей стране остаются на
низком уровне. У человека нет возможности быстро получить
квалифицированный ответ, обратившись к своему доктору»,— констатируют
парламентарии.
Комментируя внесение в Госдуму законопроекта в своем Telegram-канале,
Ярослав Нилов заявил, что депутаты намерены «положить конец
самолечению, основанному на рекомендациях псевдоврачей из агрессивных
рекламных роликов, в которые вкладываются огромные средства».
Аналитический центр НАФИ по просьбе “Ъ” в рамках проекта «Цифра дня»
провел онлайн-опрос среди 2388 россиян (мужчины и женщины старше 14 лет
из всех субъектов РФ).
Выяснилось, что 44% граждан России в течение последних двух лет
действительно покупали лекарства без консультации врача, ориентируясь
только на рекламу.
Кроме того, 61% участников опроса ответили, что предпочли бы видеть
меньше рекламы лекарственных препаратов, чтобы люди обращались за
консультацией к врачам и фармацевтам и не лечились сами. 23% полагают,
что такой рекламы должно быть больше, 16% затруднились ответить.
Директор направления маркетинговых исследований НАФИ Наталья
Кузнецова отмечает, что, по данным других исследований, доля тех, кто
лечится самостоятельно при «рядовых» проблемах со здоровьем (ОРВИ, ОРЗ,
простуда и т. д.), доходит до 60%. «В силу многих причин — отсутствие
времени, желания записываться и посещать врача — пока эта тактика
распространена достаточно широко,— утверждает госпожа Кузнецова.— Это
еще раз говорит о важности работы по расширению вариантов консультации с
врачами: телемедицина, электронные площадки для записи к врачу, любые
другие сервисы, которые позволят человеку оперативно и легко получить
консультацию специалиста».
«По данным исследований ВСП, неконтролируемый прием лекарств в
основном характерен для мужчин — 40% из них предпочитают не
консультироваться даже с близкими. Примерно так же действует 27% женщин.
Следуют рекомендациям знакомых порядка 60% граждан»,— говорит
сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. Однако
самолечение, продолжает господин Власов, это во многом проблема низкого
доверия к врачам, доступности поликлинической помощи и узких
специалистов: 80% мужчин не могут выделить время для того, чтобы пойти в
поликлинику,— более 20 минут составляет ожидание в очереди к
специалисту в первичном медицинском звене.
Пока получить медицинскую помощь сложно, дорого и затратно по
времени, самолечение никуда не исчезнет, соглашается директор по
развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Законопроект, по его мнению, типичная попытка решить очень «сложную
проблему простыми способами», и это не сработает. «А вот негативные
последствия от принятия такого закона могут быть. Случится тотальное
перераспределение каналов рекламы безрецептурных препаратов, и
фармкомпаниям это сулит дополнительные расходы, так как сократится
возможность по выходу рекламы, выбору площадок. Ценник на рекламу,
скорее всего, вырастет, и это скажется на стоимости самих лекарств»,—
уверен Николай Беспалов.
Ян Власов добавляет, что, запрещая рекламу лекарств, которая помимо
коммерческой задачи часто выполняет также функцию информирования
населения о болезни и возможности лечения, нужно «предлагать что-то
взамен» — другие каналы коммуникации, которые своевременно будут
информировать людей о возможностях лечения, необходимости своевременной
диагностики.
Отметим, в январе 2021 года Госдума отклонила законопроект, который
тоже предполагал запрет рекламы лекарственных препаратов на телевидении и
радио. Автором документа был депутат от ЛДПР Максим Зайцев, который
выступал за снижение смертности от самолечения. Его коллеги сочли, что
такие изменения, наоборот, затруднят получение гражданами информации о
препаратах.
Источник: Коммерсантъ |