Один из приоритетов развития системы здравоохранения РФ – обеспечить
практически стопроцентную вакцинацию населения от вакциноуправляемых
инфекций.
По планам правительства, цель должна быть достигнута к 2035 году.
Почему эта задача может быть выполнена не в полном объеме, разбирался
«Профиль».
В сентябре 2020 года правительство утвердило стратегию
развития иммунопрофилактики на период до 2035 года. Документ
предполагает за 15 лет достичь не менее 95% охвата населения прививками
от вакциноуправляемых инфекционных болезней. Только в этом случае можно
рассчитывать на выраженный эффект вакцинации, проводимой в рамках
Национального календаря профилактических прививок (НКПП).
Итоги первых двух лет действия стратегии можно назвать
неутешительными. Так, вакцинацию от ротавируса должны были начать в 2022
году, от ветряной оспы – в 2023-м, от вируса папилломы человека (ВПЧ) –
с 2024 года. Очередность установлена планом мероприятий по реализации
стратегии развития иммунопрофилактики. Более того, прививки от
ротавируса и ветрянки уже включены в НКПП, который в декабре 2021 года утвердил Минздрав.
К сожалению, приходится констатировать, что ведомственный приказ
остается декларацией о намерениях. Массовое вакцинирование населения от
ротавируса и ветряной оспы в настоящее время проводить нет возможности. В
2024 году история может повториться и с прививками от ВПЧ.
Сроки выполнения действующего НКПП не удается выдерживать из-за
проблем локализации производства вакцин. Наукоемкие проекты предполагают
серьезные затраты, в данном случае – на разработку аналогов
патентованных зарубежных препаратов. Однако, как показывает опыт,
инвестиции в создание инновационных продуктов не всегда быстро
окупаются.
Так, производители, которые в предыдущие годы наладили выпуск
лекарственных препаратов, потом столкнулись с отсутствием стабильного
спроса. Государство закупку отечественных вакцин не гарантировало. Стоит
ли в таком случае удивляться, что сейчас частный бизнес проявляет
осторожность и не спешит вкладывать в новые проекты.
Весомым аргументом, чтобы изменить подход, могут стать дополнительные
меры государственной поддержки фармацевтической отрасли. Сегодня это
особенно актуально в контексте программ импортозамещения. Фактически
отечественная фармацевтическая отрасль должна в полном объеме
восстановить утраченные компетенции, чтобы обеспечить суверенитет в
сфере обеспечения эффективными лекарственными препаратами.
По некоторым направлениям перспективные разработки есть. Идет работа
над вакцинами от ротавирусной инфекции, от ветряной оспы. Для
ускоренного создания собственных вакцин необходимо объединить научный и
производственный потенциал, устранить бюрократические барьеры и
ведомственные разногласия. Это можно сделать лишь при условии, что
функции координатора возьмет на себя правительство. Переход на ручное
управление, вплоть до введения на определенных этапах элементов плановой
экономики, в условиях беспрецедентных санкций представляется на данный
момент наиболее целесообразным.
Госзаказ на вакцины для выполнения НКПП обеспечит загрузку
производственных мощностей и гарантированный сбыт не менее 30% объемов
выпускаемых препаратов. Предприятия в этом случае могли бы на более
выгодных условиях получать заемные средства на расширение ассортимента и
увеличение объемов выпуска продукции.
Для успеха импортозамещения на рынке лекарств значение имеет не
только поддержка спроса на отечественные препараты, но и уровень
закупочных цен. С последним есть сложности, поскольку бюджетное
финансирование на эти цели ограниченное.
В течение длительного времени производство и реализация вакцин для
государственных нужд остаются для ряда производителей убыточными,
учетывая зарегистрированные предельные отпускные цены. Ситуация в
настоящее время настолько критическая, что производство ряда препаратов,
в том числе вакцин, включенных в НКПП, в 2023 году может быть
приостановлено.
Планы расширения Национального календаря профилактических прививок
останутся на бумаге, если не пересмотреть подходы к финансовому
обеспечению мероприятий для профилактики вакциноуправляемых инфекций.
Вот наглядный пример. С 2022 года в НКПП предусмотрен охват всех детей
комбинированными вакцинами. Однако бюджетные ассигнования затрат
увеличены не были. Не нашли они отражения и в федеральном бюджете на
2023 год и на плановый период до 2025 года. Таким образом, в
среднесрочной перспективе дело с мертвой точки, похоже, не сдвинется.
Чтобы просить у Минфина дополнительные средства с учетом расширения
НКПП, нужны финансово-экономические обоснования по каждому направлению
иммунопрофилактики, которые до сих пор не разработаны.
Между тем существуют риски распространения на территории РФ опасных
инфекционных заболеваний. С ростом миграционных потоков после отмены
антиковидных ограничений фиксируются вспышки разных вакциноуправляемых
инфекций. В прошлом году отмечен рост заболеваемости менингитом. По
данным Информационной системы для государственного и муниципального
управления iMonitoring, с января по октябрь резко увеличилось количество
больных генерализованными формами менингококковой инфекции (+134% по
сравнению с аналогичным периодом 2021 года). В годовом выражении
показатель вырос в 2,4 раза. Среди детей до 14 лет – в 1,5 раза, до 17
лет – в 1,5 раза, молодых людей в возрасте до 18 лет – в 3,8 раза.
Менингококковая инфекция – непредсказуемое и смертельно опасное
инфекционное заболевание, которое может унести жизнь человека в течение
суток. По данным ФГБУЗ «Детский научно-клинический центр детских
инфекций ФМБА России», если не лечить менингококковую инфекцию, то
летальность достигает 90%, при несвоевременном лечении – 20%.
Лечение больного с тяжелой формой течения этого заболевания обходится
в 17–20 млн руб. А счет заболевших идет на сотни: в 2018 году – 757
(летальных исходов – 159), в 2019-м – 873 (151), в 2020-м – 387 (69), в
2021-м – 315 (45). Следовательно, затраты бюджета исчисляются
миллиардами.
Массовая вакцинация при таком раскладе выглядит экономически
целесообразной. Но без подтвержденного контакта с больным сделать
прививку от менингококка можно только платно. Стоимость услуги – от 2,2
до 10 тыс. руб., что делает ее малодоступной или не доступной вовсе для
миллионов детей и подростков соответствующих возрастов.
Достичь необходимого уровня иммунизации населения и предотвратить
новые вспышки менингита невозможно, пока эта инфекция не включена в
национальный календарь прививок. Пока инициативу проявляют власти
субъектов Федерации. В Москве, Красноярском крае, Пермском крае, Якутии,
Ямало-Ненецкой автономной области, а также в Омской, Иркутской,
Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях
вакцина включена в региональные календари профилактических прививок.
Между тем осенью 2021 года Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) объявила о запуске глобальной стратегии по борьбе с менингитом.
Цель – к 2030-му ликвидировать эпидемию бактериального менингита как
самой смертоносной формы этого заболевания. Так что включение вакцинации
от менингококковой инфекции в НКПП (а это реально сделать уже в 2023
году) стало бы выполнением Россией своих международных обязательств.
Автор – доктор медицинских наук, сопредседатель Всероссийского союза пациентов
Источник: Профиль |