Выяснилось, что почти все знают, кому положены льготные
лекарства, т.к. слушатели школы относятся к категории «федеральных
льготников», но о «региональных льготах» слышали не все.
«Чтобы грамотно защищать свои права, пациенту их надо знать» - под
таким девизом прошла 25 апреля 2022 встреча членов Архангельской местной
организации ВОС с экспертом программы правовой грамотности
Всероссийского Союза пациентов проекта «Организация пациентов: защита,
сопровождение, развитие», волонтёром проекта ВСП, направленного на
развитие общественного контроля и конструктивных способов защиты прав и
законных интересов пациентов в их взаимодействии с медицинскими
учреждениями и профильными органами власти региона
«Пациенториентированное здравоохранение для жителей Крайнего Севера и
Арктической зоны РФ», помощником председателя РОО Союз ООИ АО, экспертом
по вопросам создания и обеспечения безбарьерной среды для МГН Системы
добровольной сертификации ВОИ Татьяной Макаровой.
Необходимость обсуждения вопросов защиты прав пациентов на
обеспечение льготными лекарственными препаратами с членами местной
организации, имеющими инвалидность по зрению, назрела давно, а
актуализировалась после анкетирования в октябре прошлого года.
Руководитель АМО ВОС Светлана Буркова в интервью эксперту обозначила
несколько острых и долгое время нерешаемых проблем в этой области,
которые являются частой причиной отказа граждан с инвалидностью по
зрению от социального пакета. С присутствовавшими сразу разобрали
вопрос – что же это такое – бесплатное лечение и когда предоставление
лекарственных препаратов пациентам осуществляется за счет ОМС, а когда –
за счёт бюджетных и иных средств.
Выяснилось, что почти все знают, кому положены льготные лекарства,
т.к. слушатели школы относятся к категории «федеральных льготников», но о
«региональных льготах» слышали не все.
Некоторые слушатели поделились своими историями, например, очень
распространенными оказались случаи, когда врачи отказывались выдавать
льготные рецепты, и пациенты были вынуждены, либо безуспешно требовать
положенные препараты и прерывать лечение, либо приобретать лекарства за
свои средства – это, как раз, одна из причин отказа от социального
пакета. А ответом на вопрос пациентки о нежелательной реакции на
лекарственный препарат, как и куда нужно об этом сообщить – стала
информация о предпочтительном формате направления «Извещения о побочном
действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого
терапевтического эффекта лекарственного средства», которое доступно для
загрузки с интернет-сайта Росздравнадзора. Следует отметить, что данная
форма рассчитана на ее заполнение лицом, имеющим медицинское
образование. Пациенты, самостоятельно выявившие нежелательные реакции
или отсутствие ожидаемого эффекта препарата, вправе потребовать у
лечащего врача заполнения данного извещения, и направления его в
Росздравнадзор, либо отправить заполненное извещение самостоятельно.
Выяснили, при этом, что письменное взаимодействие с инстанциями
(обращение к заместителю главного врача медицинского учреждения по
лекарственному обеспечению и/или руководству аптечной организации)
только в редких случаях не даёт своего результата. Кроме того, в
рамках Школы были рассмотрены все варианты и возможности защиты своих
прав пациентов – от обращения в свою страховую и в пациентскую
организацию по нозологии, до прокуратуры и суда.
Также слушателям напомнили о существовании интерактивного «Навигатор
пациента», на сайте которого можно быстро узнать ответ на вопрос:
«Нарушено право на получение медицинской помощи или нет?» и
воспользоваться готовыми образцами и шаблонами обращений. Если же вопрос
требует индивидуального решения или нужны дополнительные разъяснения -
Горячая линия по защите прав пациентов работает для граждан из всех
регионов РФ, консультации бесплатные. |