Законопроект о лекарственном обеспечении, необходимом регионам, застрял в Госдуме
Хабаровские депутаты направили в Госдуму положительное заключение по
законопроекту, который прошел первое чтение еще в феврале 2021 года, но
затем застрял в недрах нижней палаты парламента. Документ касается
целого ряда вопросов лекарственного обеспечения, в том числе передвижных
аптечных пунктов. Как «аптеки на колесах» оказались в заложниках
законопроекта о борьбе с монополией на фармацевтическом рынке и надо ли
спасать это понятие, выделяя его в отдельный нормативный акт,
разбирались «Известия».
В чем суть законопроекта
Депутаты Законодательной думы Хабаровского края направили отзыв в
Госдуму по поправкам в федеральное законодательство, касающимся
доступности лекарственных препаратов в небольших и отдаленных
поселениях. Они предложили разрешить мобильным медбригадам торговлю
медикаментами без использования кассового аппарата, так как «не везде
доступна сеть Интернет».
Речь идет о законопроекте,
внесенном в Госдуму еще в марте 2020 года, в самом начале пандемии
коронавируса. В нем говорится в том числе о появлении понятия
«передвижные аптечные пункты», которые помогли бы жителям сельской
местности и отдаленных территорий. Порядок организации работы аптек,
согласно одной из последних версий законопроекта, должно было определить
правительство к 1 июля 2021 года.
Проблем с принятием законопроекта, вероятно, не было бы, но в
документе передвижные аптеки оказались по соседству с целым рядом других
важных законодательных инициатив, которые стали особенно актуальны во
время пандемии и касались цен на медикаменты. Законопроект, кроме
установления понятия «передвижной аптечный пункт», предлагал обязать
аптеки информировать о наличии и минимальной цене лекарственных
препаратов в рамках одного международного непатентованного наименования,
то есть сообщать, что в продаже есть более дешевый аналог необходимого
им препарата. Кроме того, содержался еще ряд мер по ограничению
монополизации фармрынка, которые вызвали споры. В этот же законопроект
зашили предложение о появлении регистра фармацевтов.
При этом правительство в своем заключении, призывая к доработке
законопроекта в целом, в частности, поддерживает принятие понятия
передвижных аптечных пунктов.
Первое чтение законопроект прошел 10 февраля 2021 года. Документ
приняли, назвав сырым и требующим серьезной доработки. Основные
обсуждения касались инициатив, которые должны повлиять на стоимость
лекарств и демонополизацию фармрынка, но и о передвижных аптеках
вспомнили. Так, один из авторов законопроекта, депутат Андрей Исаев,
указал, что полностью описать деятельность передвижных аптечных пунктов в
законопроекте не получится и так или иначе «понадобится издание
подзаконного акта Министерства здравоохранения, возможно совместно с
Минпромторгом». Причем, заявил он, информация об этом должна быть
представлена до третьего чтения законопроекта.
Однако до третьего чтения еще очень далеко: после первого движение
законопроекта фактически остановилось, сейчас документ находится в
комитете Госдумы по охране здоровья.
Минздрав подтвердил «Известиям» свою позицию по законопроекту: концептуально ведомство его поддерживает.
— Предлагаемые авторами изменения в законодательство предполагают
расширение доступности лекарственного обеспечения для граждан Российской
Федерации, а также повышают контроль в сфере фармацевтической
деятельности, — указали в министерстве.
Также там добавили, что передвижные аптечные пункты будут
осуществлять свою деятельность на территориях, где отсутствуют
стационарные аптечные пункты.
Зачем разделять законопроект
Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», исполнительный директор
ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова заметила,
что понятие передвижных аптечных пунктов нужно выделять из
законопроекта, зависшего в Госдуме. По ее словам, это уже сделали с
регистром фармацевтических работников — законопроект на этот счет был
внесен в нижнюю палату парламента в апреле 2022 года, а в июле уже был
подписан президентом страны.
Литвинова замечает, что подвис не только законопроект, который
касается передвижных аптечных пунктов, но и, например, документ о
производственных аптеках.
— Этот законопроект тоже прошел первое чтение в марте 2021 года и
провалился, — рассказала она «Известиям». — А это реально то, что может
хорошо помочь лекарственному обеспечению населения.
Автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых
ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян считает, что нет прямой
необходимости разделять законопроекты, но важно напомнить о нем
профильному комитету Госдумы, и это более эффективный способ возобновить
работу над инициативой, внеся ее рассмотрение в план работы нижней
палаты парламента.
Ответственный секретарь Ассоциации юристов России Андрей Моисеев
замечает, что передвижные аптеки занимают в законопроекте далеко не
первое место, поэтому, возможно, действительно стоит внести этот пункт
либо заново, либо доработать документ поправками, оставив спорные
вопросы регулирования рынка на потом.
О необходимости продвижения законопроекта о передвижных аптеках
говорят и в Союзе профессиональных фармацевтических организаций.
Исполнительный директор СПФО Лилия Титова замечает, что много ожиданий
было связано с законом о дистанционной торговле, который, как
предполагалось, должен был решить проблему обеспечения лекарствами
труднодоступных регионов.
— Оказалось, что востребованность онлайн-доставки актуальна только
для крупных городов, но никак не для удаленных регионов, в первую
очередь из-за стоимости логистических услуг, — рассказала она
«Известиям». — По нашему мнению, увеличить доступность лекарств могли бы
передвижные аптечные пункты, особенно для отдаленных сел с населением
меньше 100 человек. Далеко не во всех населенных пунктах есть ФАПы и
врачебные амбулатории, а коммерческим аптекам сложно работать в силу
логистики и низкой рентабельности.
Титова замечает, что передвижные аптечные пункты хорошо
зарекомендовали себя в прошлые годы, а об их востребованности говорят с
2018 года — тогда шло активное обсуждение законопроекта о дистанционной
торговле.
— За эти четыре года СПФО неоднократно выступал с предложениями по
необходимости законодательного закрепления передвижных аптечных пунктов,
— говорит она. — Востребованность лекарственных препаратов на селе не
снизилась, и мы убеждаемся в этом каждый раз, когда посещаем отдаленные
регионы нашей страны.
Она добавила, что с инициативой по увеличению доступности лекарств
выступает в последние годы «Почта России», которая позиционирует себя
как «крупнейший логистический центр», однако признает дефицит своих
кадров и «необходимость внесения ряда эксклюзивных изменений в
действующее законодательство по лицензированию фармацевтической
деятельности».
Нужны ли передвижные аптеки регионам
Опрошенные «Известиями» регионы подтвердили заинтересованность в
появлении понятия о передвижных аптеках в российском
законодательстве. Председатель комитета Законодательной думы
Хабаровского края по вопросам социальной политики Ольга Вячеславовна
Ушакова, в частности, заметила, что принятие этого документа решит
проблему обеспечения медикаментами жителей удаленных и труднодоступных
районов.
— В Хабаровском крае доля населения, которая проживает в сельских
населенных пунктах, составляет 34%, — рассказала Ушакова «Известиям».
— Труднодоступными признаны четыре района края: Тугуро-Чумиканский,
Аяно-Майский, Николаевский и Охотский. Общее количество поселений в них —
62. Цифры достаточно большие, поэтому мы акцентируем на них внимание.
Кроме того, в крае в 10 районах доля труднодоступных населенных пунктов
составляет от 8 до 60%.
Она указывает, что в этих отдаленных поселениях либо не хватает, либо
вовсе нет фельдшеров и провизоров, а транспортная доступность
затруднена. Организация же торговли через стационарные аптечные пункты
там убыточна и неинтересна предпринимателям «из-за невысокой плотности и
малой численности населения, невысокого уровня доходов жителей
поселений». Появление аптек интересно предпринимателям в селах с
населением не менее 1 тыс. человек. И передвижные аптеки могли бы в
какой-то мере решить проблему, говорит Ушакова.
— Мы считаем также важным предусмотреть право субъектов,
осуществляющих выездную торговлю лекарственными препаратами, не
применять контрольно-кассовую технику, — отметила она.
В минздраве Красноярского края заявили, что передвижная аптека может
быть важным инструментом обеспечения доступности лекарственных средств
для жителей маленьких населенных пунктов.
— Красноярский край — достаточно обширная территория, и мобильные
формы работы в нашем регионе востребованы среди жителей: действуют
мобильные ФАПы, мобильная поликлиника краевой больницы, поезд здоровья, —
рассказали «Известиям» в пресс-службе краевого минздрава.
И.о. министра здравоохранения Свердловской области Андрей Карлов
также заметил, что передвижные аптечные пункты при минимальных затратах,
работая по установленному графику и маршруту, смогут охватить малые
сельские населенные пункты, где открытие стационарной аптечной
организации невозможно, и это для региона востребовано.
Зампред комитета Мособлдумы по социальной политике и здравоохранению
Владимир Вшивцев сообщил «Известиям», что вопрос доступности лекарств
для жителей удаленных населенных пунктов крайне актуален и для
Московской области.
— Чтобы получить льготные лекарственные препараты или купить
необходимые, приходится преодолевать большие расстояния, поскольку в
небольшом поселении зачастую аптека отсутствует вовсе, — говорит он. —
Инициатива о передвижных аптечных пунктах будет способствовать повышению
доступности лекарственных препаратов.
Он указал, что в Московской области выработали свой подход, опробовав проект по продаже лекарств в ФАПах.
— Это стало удобным для сельских жителей и существенно повысило
доступность лекарств, — подчеркивает Вшивцев. — Для этого проводится
масштабная организационная работа, чтобы ФАПы получили фармацевтические
лицензии.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов также
подчеркивает, что законопроект о передвижных аптеках действительно
сможет помочь в решении проблемы с дефицитом лекарств в малых поселениях
и удаленных территориях. Закон о дистанционной торговле, говорит он,
отчасти достижению этой цели способствует, но имеет ограничения, которые
не позволяют в полной мере устранить дефицит. По его словам, доставка
безрецептурных препаратов сейчас в основном обеспечивается через ритейл:
местное население приобретает лекарства в сетевых супермаркетах,
которые в районы зашли. Но равномерность поставок и актуальный
ассортимент такая практика обеспечить не может.
— Пациентское сообщество в появлении передвижных аптек видит только
преимущества для граждан, — говорит он. — Главное — организовать
равномерный запас лекарств на складах, поскольку городские аптеки также
сталкиваются с дефицитом препаратов, и логистику в удаленные центры.
В Республике Саха (Якутия) также согласились с необходимостью
принятия законопроекта, а вот в Вологодской области заявили, что не
считают целесообразным появление в своем регионе передвижных
аптек. Начальник департамента здравоохранения Вологодской области
Алексей Плотников заявил, что лекарственными препаратами в селах, где
нет аптечных пунктов, торгуют ФАПы, офисы врачей общей практики и
амбулатории.
— Кроме того, невозможно подключение передвижного аптечного пункта к
системе мониторинга движения лекарственных препаратов «Честный знак»,
что является обязательным условием деятельности для аптечных
организаций, — сказал он «Известиям». — Также очень сложно будет
обеспечить надлежащие условия хранения лекарственных препаратов.
Как должны работать передвижные аптеки
Мария Литвинова, поддерживая появление понятия «передвижные аптеки» в
целом, указывает, что необходимо правильно отобразить эту норму, четко
прописав, на каких территориях возможна их работа, кто имеет право этим
заниматься и так далее, чтобы не было бесконтрольного использования
этого закона.
Она замечает, что сейчас нет никаких нормативных актов, которые бы
обязывали открывать аптеки в населенных пунктах определенного размера —
фармацевты находятся в рынке и регулируются только рынком.
— Мы и сами от этого страдаем, говорим, что нужно вернуть
количественные и территориальные нормы, — говорит Литвинова. — Поэтому, к
слову, и не надо бояться, что из-за передвижных аптек исчезнут
стационарные пункты — они могут пропасть и без них.
Она предположила, что решение этих вопросов можно передать в том
числе на региональный уровень, однако с учетом серьезного контроля
работы таких аптечных пунктов.
Андрей Карлов заметил, что функционирование передвижных аптечных
пунктов целесообразно ограничить в подзаконных нормативных актах только
населенными пунктами, где отсутствуют стационарные аптечные организации.
При этом он также замечает, что аптечные организации сами принимают
решение об открытии, закрытии и месторасположении торговых точек,
руководствуясь вопросами наличия помещения, кадров, вероятной
прибыльности.
Будут ли передвижные аптеки эффективны
Андрей Моисеев замечает, что вопрос еще и в том, насколько выгодны будут передвижные аптеки их владельцам.
— Не думаю, что решение задачи по доставке лекарств в труднодоступные
районы зависит исключительно от отсутствия этой нормы в законе, —
говорит он. — Норма поможет решить задачу, только если бизнес сочтет это
выгодным.
Эксперт по государственному и муниципальному управлению Института
Витте Кирилл Парфенов также заметил, что эффективность аптек на колесах
под вопросом.
— У нас есть опыт передвижных автомагазинов, которые вызывают
множество нареканий: приезжают редко, графики не соблюдают, качество и
ассортимент товаров зачастую не соответствуют потребностям жителей малых
поселений, — рассказал он «Известиям». — Едва ли передвижные аптеки
окажутся лучше: потребность в продуктах питания и товарах народного
потребления спрогнозировать легче, а результаты неутешительны.
Он считает, что решение целесообразно искать в другой плоскости —
например, расширять ассортимент лекарств и товаров медицинского
назначения, реализуемых через ФАПы. Мобильные аптеки он считает лишь
подспорьем этому. Парфенов считает, что это в целом вопрос скорее
социальной политики, а не коммерческой деятельности.
Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова
Иван Денисов считает, что игрокам фармрынка вряд ли будет интересно
создание передвижных аптек, так как возникнут большие расходы на закупку
и поддержание соответствующего автопарка.
— В отличие от автолавок в передвижных аптеках нужен фармацевт и
водитель, что увеличивает затраты на фонд оплаты труда, а для ряда
медикаментов нужен особый температурный режим, то есть наличие
специализированного холодильного оборудования, из-за чего сложно будет
обеспечить большой ассортимент, — отмечает он.
Доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета
при правительстве РФ Ольга Жильцова, считая, что законодательную базу по
передвижным аптечным пунктам необходимо доработать и принять уже давно в
связи с критической ситуацией в отдаленных районах страны, заметила,
что важно определить границы деятельности государственного и
коммерческого секторов фармацевтического рынка, разделив между ними
функции по распределению препаратов из перечня жизненно необходимых и
важнейших, а также по оперативной доставке медикаментов. Коммерческим
организациям, считает она, можно предоставлять выгодные условия или
льготы.
Источник: Известия |