Более половины россиян не знают, как получить помощь в случае болезни
Социологические исследования показали: россияне имеют довольно
смутное представление о том, куда обратиться за помощью в случае
болезни. Хуже всего ориентируются в системе здравоохранения молодые люди
в возрасте от 18 до 24 лет — к такому выводу, опросив 1,5 тыс.
респондентов, пришли исследователи сервиса по управлению здоровьем Budu.
Другое исследование, проведенное сервисом «Добро Mail.ru», показало,
что только 14% россиян проходят полные обследования организма, потому
что заботятся о здоровье, а 24% совсем не ходят к врачам, так как не
доверяют им. Эксперты объясняют низкую медицинскую грамотность населения
системными проблемами: сложностями с маршрутизацией пациентов и
отсутствием «цифрового контура здравоохранения».
Исследователи сервиса по управлению здоровьем Budu провели
онлайн-анкетирование 1,5 тыс. россиян старше 18 лет из всех федеральных
округов. Они предложили участникам описать последовательность своих
действий в нескольких типовых ситуациях, когда человеку требуется пройти
обследование или получить медицинскую помощь.
Оказалось, что почти две трети (63%) потенциальных пациентов не
разбираются в специализациях врачей и не знают, куда и в каком порядке
обращаться за помощью в государственных или частных клиниках.
Хуже всего в российской медицинской системе ориентируется молодежь:
20% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет совсем не понимают, куда
обращаться за помощью, а 40% знают лишь о ближайшей поликлинике или
телефоне экстренных служб. Среди представителей следующей возрастной
группы (25–34 лет) уже лишь 8% совсем не ориентируются в медицинской
системе. Лучше всего разбираются в том, как получить квалифицированную
медицинскую помощь, россияне в возрасте 45–54 лет: из них лишь 5% не
понимают, к кому обращаться в случае недомогания.
Как выяснили авторы опроса, проблемы с маршрутизацией в медицине у
россиян возникают не только на этапе первого обращения или выбора
специалистов. Две трети опрошенных пожаловались на то, что
«периодически» (54%) или «очень часто» (13%) сталкивались с ситуациями,
когда врач в поликлинике не мог детально объяснить алгоритм получения
квалифицированной помощи: какие анализы сдать (в том числе те, которые
ОМС не предусмотрены), в какие клиники обращаться, какие методы лечения
эффективны и наоборот.
Изменить ситуацию, по мнению 78% участников опроса, могли бы
современные технологии и персональный подход медиков к каждому пациенту.
Три четверти опрошенных (72%) указали, что хотели бы иметь
возможность персонального медицинского сопровождения от первого
обращения до полного выздоровления. Почти столько же — 67% — предпочли
бы, чтобы навигация (подбор и направление пациента в клиники, контроль
процесса обращений, напоминания о приеме) велась преимущественно в
онлайне. Чаще других такой ответ давали респонденты в возрасте от 18 до
34 лет.
Недостаток информации о медицине россияне компенсируют разными
способами. Свыше трети (38%) обращаются за помощью и советом о здоровье к
друзьям и знакомым. 35% ищут информацию в интернете. Каждый пятый (19%)
участник опроса признался, что при первых симптомах любых недомоганий
обращается к знакомому врачу. Лишь 10% идут за ответами в поликлинику, и
только 3% записываются на онлайн-консультацию к врачу.
Выводы экспертов Budu подтверждает совместное исследование сервиса «Добро Mail.ru» и маркетинговой компании ResearchMe.
Эксперты опросили более 2 тыс. человек старше 18 лет из крупных
городов России. Большинство респондентов (66%) считают, что важно
проходить чекап физического здоровья, а 73% когда-либо проходили
медицинские осмотры даже без жалоб на самочувствие. Однако только 14% из
них сделали это из заботы о здоровье, остальные — по необходимости
(требование работодателя, учебного заведения и т. д.). Более трети (37%)
опрошенных признались, что чекапы помогли им выявить серьезные
заболевания на ранней стадии. 48% респондентов не решались обратиться к
врачам с просьбой о чекапе. Опрошенные также рассказали, почему не хотят
идти к врачам. 24% ответили, что не доверяют им, 20% не могут из-за
отсутствия денег, еще 17% пожаловались на нехватку времени. 13% наотрез
отказываются проходить профилактические осмотры. 41% не знает, когда их
близкие проходили и планируют пройти осмотр.
Гендиректор Budu Денис Швецов считает, что маршрутизация пациента —
одна из ключевых проблем российской медицинской системы: «Неудивительно,
что в тонкостях получения медпомощи слабо ориентируются прежде всего
молодые люди. Молодежь — во многом в силу юного возраста — зачастую
сталкивается с потребностью в каком-либо сложном или многоступенчатом
лечении сравнительно реже более возрастных пациентов. И первый опыт
может оказаться весьма сложным». Научный руководитель сети клиник
иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо
отмечает: приток пациентов в частную медицину связан именно с
«отточенностью» маршрутизации. По ее мнению, в пандемию люди ощутили
ценность здоровья и отправились в коммерческие клиники с запросами на
персональное медицинское сопровождение, превентивное выявление
заболеваний, реабилитацию, диагностику: «Это совершенно необходимо на
фоне общей невысокой информированности пациентов».
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов соглашается, что в целом у россиян низкая медицинская грамотность.
«Большинство ищет ответы на свои вопросы в интернете. Причем даже
врачи в поликлиниках своим пациентам нередко говорят — ищите в
интернете»,— сокрушается господин Власов.
Он отмечает, что, например, в московском здравоохранении есть такое
понятие, как личный кабинет пациента. Но даже там он не наполняется
сотрудниками поликлиники информацией в необходимом объеме. В основном в
личном кабинете находятся данные о результатах анализов пациента. «А
должны быть доступны запись к врачам, назначения и даже напоминания,
когда закончится препарат. Все это — вопросы к системе
здравоохранения»,— негодует Ян Власов. По его мнению, без цифрового
контура с едиными требованиями ко всем участникам здравоохранения для
пациентов в части информирования и повышения грамотности «мало что
изменится».
Источник: Коммерсантъ |