Значительные пробелы и противоречия в
нормативно-правовой базе, регулирующей права пациентов, сказываются на
качестве взаимоотношений государства, пациентов и медиков. По мнению
сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, обеспечить
качественную защиту прав пациентов можно только при условии консолидации
усилий власти, ФОМС, страховых компаний и пациентов.
Формирование системы защиты прав пациентов является одной из задач
национального проекта «Здравоохранение». Пока, защита прав пациентов в
нашей стране далека от совершенной и нуждается в детальной проработке.
Льготы на лекарственное обеспечение, различные аспекты получения
медицинской помощи: прием у специалиста, порядок проведения необходимых
обследований, соотношение бесплатных и платных услуг – являются сферами,
в которых у граждан наиболее часто возникают вопросы. Порой пациенты не
знают куда обратиться за получением помощи и для выяснения какими
правами они располагают.
К таким выводам мы пришли, анализируя обращения граждан на горячую линию Всероссийского союза пациентов (8-800-500-82-66).
В 2019 году число обращений на горячую линию ежемесячно растет. И это
учитывая только вопросы, прямо относящиеся к ее тематике – защите прав
граждан на охрану здоровья. Среди лидеров по обращениям на горячую линию
-Волгоградская область, Санкт-Петербург и область, Москва и область,
Кировская область, Самарская область, Краснодарский край, Липецкая
область, Ростовская область.
Наибольшее число людей волнуют вопросы организации медицинской помощи
(41,2%). Абоненты горячей линии описывают проблемные ситуации,
происходившие при получении лечения в стационаре, амбулаторном лечении,
при обращении в скорую помощь.
На втором месте в структуре обращений на горячую линию стоят вопросы
лекарственного обеспечения, их доля – 23,2% от общего числа обращений. С
этой проблемой абоненты сталкивались в стационаре, в амбулаторном звене
и в аптеке.
14,2% вопросов связаны с качеством медицинской помощи, 6,4% - с
медико-социальной экспертизой и 5,2% - с работой фонда социального
страхования.
Конкуренция за пациента в ОМС имеет большой потенциал развития
Нужно отметить что в работу по информированию пациентов и защите прав
застрахованных граждан при их обращении в лечебные учреждения активно
вовлечены медицинские страховые организации. Во многом это происходит за
счет развития института страховых представителей, задачей которых
является контроль оказания медицинской помощи в необходимом объеме,
обеспечении права выбора медицинской организации и врача, проведения
диспансеризации.
Дальнейшее развитие медицинской страховой услуги, на наш взгляд,
должно происходить не только за счет развития страхового продукта и
усиления финансовой ответственности страховщиков за результаты
деятельности, но и главным образом за счет перехода от простой
информированности пациента к непосредственному сопровождению на всех
этапах оказания медпомощи.
Механизмы развития системы защиты прав пациентов
Недостаточный уровень правовой грамотности населения России в
вопросах получения медицинской помощи приводит к тому, что граждане не
получают бесплатную медицинскую помощь в гарантированных государством
объемах или имеют неадекватные ожидания в отношении услуг. В итоге
провоцируется рост социальной напряженности, снижается эффективность
работы органов здравоохранения.
В такой ситуации общественные пациентские организации, погруженные в
проблемы пациентов и имеющие опыт защиты прав граждан, могут выступить
фасилитатором при взаимодействии пациентов, государства, медицинских
учреждений и страховых организаций.
Мы убеждены, что интересы граждан, медицинских учреждений и системы
здравоохранения в целом – должны быть едиными. Только тогда пациент
получит максимально эффективный результат лечения, а качество и
доступность медицинской помощи возрастет.
Всероссийский союз пациентов уже более 10 лет подряд работает над
созданием системы общественного участия в формировании национальной
политики здравоохранения и социального развития.
При поддержке Фонда президентских грантов Союз развивает проект
«Горячая линия для юридической помощи гражданам в защите прав на охрану
здоровья». Реализуется ряд проектов, направленных на внедрение системы
общественной экспертизы, подготовки общественных экспертов-аналитиков в
сфере здравоохранения, совершенствованию деятельности общественных
советов, действующих при органах здравоохранения, при участии экспертов
страховых медицинских организаций регулярно проводятся правовые школы
для пациентов.
Вместе с тем, по-настоящему поворотные изменения в повышении качества
защиты прав пациентов, произойдут в случае совершенствования
действующего законодательства. Следует закрепить базовые понятия,
определить порядок, обеспечивающий реализацию прав застрахованных
граждан и механизм их защиты при получении медицинской и лекарственной
помощи. Кроме того, необходимо предусмотреть порядок формирования
системы профилактики и решения конфликтов в медицинских организациях и
меры по профилактике профессионального выгорания медицинских работников,
например, ввести тестирование, обеспечить сотрудников психологической
помощью.
С 2010 года ВСП в ежегодном режиме организует одно из крупнейших
национальных общественно-государственных мероприятий в сфере
здравоохранения - Всероссийский конгресс пациентов, который собирает до
1000 участников, представляющих более 200 НКО и профильных органов
власти из всех регионов России и более чем 15 стран мира. В 2019 году в
Москве 28 ноября - 1 декабря 2019 пройдет юбилейный X Конгресс.
Приглашаем представителей профессионального сообщества обсудить роль и
задачи участников индустрии в повышении качества системы защиты прав
пациентов, а также механизмы достижения этих целей.
Источник: Современные страховые технологии. |