Вчера я вернулась с круиза на пароме "Принцесса Анастасия" по трем балтийским столицам: Хельсинки, Стокгольм, Таллин. Спасибо брату, который организовал для нас с мамой это путешествие. Впервые я отправилась в далекое путешествие на своем скутере и хочу поделиться впечатлениями.
Надеюсь, что, возможно, они пригодятся кому-нибудь, кто захочет отправиться в тур самостоятельно на коляске или скутере.
"Театр начинается с вешалки" - так и мое путешествие началось с Морского вокзала Санкт-Петербурга. Парковка перед зданием вокзала представляет весьма печальное зрелище: местами снят асфальт, частично подсыпан гравий, в хаотическом порядке установлены пластмассовые ограждения. Специальных мест для парковки машин инвалидов не предусмотрено. Но, так как я заранее звонила на вокзал и узнавала о возможности оставить автомобили на время круиза, то местечко для меня нашлось, и я смогла выгрузить и собрать свой скутер.
Следующая трудность ожидала меня у входа в здание вокзала. От проезжей части по всему периметру он огражден поребриком высотой 15 см, но нигде не предусмотрено пологого съезда или низкого порожка для въезда с багажом на колесиках, детскими колясками и другими колесными средствами, типа моего скутера…
"The devil is in the details" ("Все мелочи – крупные"), построенный в начале 80-х годов вокзал даже не предполагал, что лица с ограниченными возможностями захотят путешествовать, это удел молодых и здоровых. Время на Морском вокзале СПб (Санкт-Петербург), остановилось, и ничто не изменилось до сегодняшнего дня. Мне пришлось сойти и попросить помощи у граждан приподнять и перетащить через ограждение мой "Пепелац".
Ура! На самом вокзале трудностей с передвижением не возникло, паспортный и таможенный досмотр проходила отдельно, без очередей и не вставая с кресла.
Передо мной встала махина 9-ти палубного парома, подниматься на который предлагается гражданам по трапу, таща в руках свои пожитки: (Так как я заранее обсудила этот вопрос с компанией-перевозчиком, мне была предоставлена возможность въехать в трюм грузовой палубы вместе с грузовиками и автомобилями. В трюме меня встретил стюард и сопроводил к лифту, но от лифта меня отделял опять-таки порожек 10 см! "Нет проблем" - сказал стюард и принес аппарель, которую укрепил в специальные пазы для спокойного въезда на колесах. Большой лифт со знаком инвалида, без проблем, поднял меня и доставил на мою палубу. "Принцесса Анастасия", построенная в Финляндии, также в 80-е годы, уже задумывалась о комфорте для инвалидов. Передвижение по парому и каюте также не составило никаких проблем, так как у нас была забронирована каюта класса «Командор» с двумя окнами. Розетка в 220 В позволяла без труда заряжать аккумулятор скутера ночью.
Так как это было уже далеко не первое мое путешествие по этим столицам, план осмотра и время мы выбирали сами. Порты всех этих трех государств оснащены специальными «рукавами» (крытыми трапами как в аэропорту) посадки - высадки пассажиров и длинными крытыми коридорами до прохождения к паспортному контролю. До центра Хельсинки я добралась на трамвае, который останавливается рядом с паромным терминалом. Для колясок существует специальный низкий вход, позволяющий въехать в трамвай без особых проблем, что меня очень порадовало.
В кафе, куда мы заехали выпить кофе, специально для меня открыли вторую половинку двери, и предложили уютный столик у окна, к которому я смогла подъехать по предусмотренному небольшому пандусу. Набережная Хельсинки, с расположенным на ней рынком, не располагала к прогулкам в силу огромного скопления народа и торговых палаток с тентами и брошенными на землю временными линиями электропитания. Мы направились в сторону Сенатской площади и Николаевского Собора. Тротуар покрыт большими гранитными плитами, но, - небольшая незадача, гранитные водостоки с домов представляют сложность для их пересечения. Пару раз пришлось просить помощи у прохожих перетащить мой скутер через эти красивые инженерные сооружения.
Начавшийся дождик, сократил нашу прогулку и заставил вернуться на паром. Фигурка писающего инопланетянина заключила впечатление о Хельсинки.
Стокгольм встретил нас прекрасной погодой и праздником середины лета (Иваном Купалой), по этому поводу практически у всех был выходной, в том числе, и, частично, у общественного транспорта. Поэтому нам пришлось присоединиться к автобусной экскурсионной группе, чтобы доехать до центра города. Мой Пепелац, без разбора, был погружен в багажное отделение двухэтажного автобуса водителем и одним из экскурсантов нашей группы. Спокойный русский "Добрыня Никитич" по имени Василий взял надо мной опеку и всякий раз доставал и спускал из багажника мои 34 килограмма энергии.
Нам очень повезло с гидом по городу, и, несмотря на то, что это было мое третье или четвертое посещение Стокгольма, я узнала много нового и интересного. В связи с праздником, многие центральные улицы и тоннели были закрыты и мы смогли посмотреть город по большому кругу, куда обычно не завозят экскурсантов. С нашим гидом Катей я отважилась на пешеходную экскурсию по старому городу. Представляете себе старую булыжную мостовую, а мой Пепелац без рессор и надувных колес, - какой грохот я издавала!!! Старые улочки Стокгольма, наверное, с ностальгией вспомнили скрип телег и колымаг средневековья. Но я двигалась самостоятельно и не отставала от группы, рискуя брать даже небольшие подъемы! Временами, какие-то детали отваливались от моего чудо-средства передвижения, я подбирала их и упорно двигалась вперед. Правда, наконец, перед гранитными вековыми ступенями узкой улочки я сломалась и повернула назад.
Перекусить мы решили в музее Нобеля в старом городе, но, видимо, я была первым водителем скутера, пожелавшим сделать это. Ни подъемников, ни лифта, чтобы преодолеть 7 больших ступеней не было предусмотрено. Добрые, неведомые мне граждане, подняли и перенесли мой агрегат, а я сама со скандинавскими палками поднялась по лестнице. Мы сидели на стульях, подписанных с обратной стороны Нобелевскими лауреатами, так как они обычно перекусывают в этом кафе перед вручением премии и Королевским банкетом. Перевернуть мой стул мне не представилась возможность, в силу зажатости между стеной и моим Пепелацем, так что я могу дать волю своей фантазии и представить себе кого угодно из Нобелевских Лауреатов, кто как и я грел этот стул.
После обеда, также с помощью молодых людей, нам удалось спустить чудо-технику, и мы отправились на самостоятельную прогулку по городу. Очень тронул и порадовал лифт для мало-мобильных граждан, расположенный на острове Парламента. Шведский Риксдаг расположен на отдельном зеленом острове, и к воде с двух сторон живописно спускаются широкие лестницы, которые я смогла бы преодолеть только как коляска из "Броненосца Потемкин". Поэтому, для таких как я, в гуще деревьев спрятана маленькая башенка с лифтом и даже с большим зеркалом, чтобы было не скучно спускаться.
Прогулялись мы по Королевскому Огороду, и завершила я свою экскурсию во дворе Королевского Дворца, наблюдая церемонию смены караула. Верный Василий погрузил нас в автобус, и мы вернулись на паром. Вечер прошел на верхней палубе, в шезлонге, рядом с вертолетной площадкой, греясь под закатными лучами теплого солнышка и восхищаясь прекрасными видами маленьких зеленых гранитных островов.
Таллин встретил нас длинными очередями паспортного контроля, и, несмотря на то, что для таких как я и пассажиров с детьми, был организован отдельный пункт пропуска, пришлось постоять в очереди минут 10. Быстрые эстонские пограничники отличаются удивительной скоростью досмотра. Так как Vana Tallin нас не интересовал, там мне точно было бы не проехать, мы взяли такси и отправились в Пирита и Кадриорг самостоятельно.
Монастырь Святой Бригитты связан с воспоминаниями романтической юности и мне очень хотелось там вновь побывать. Русскоговорящий таксист, сложив в багажник мой скутер, быстро доставил нас в Пирита и согласился немного нас подождать для осмотра монастыря. Монастырь был разрушен еще Иваном Грозным в ходе Ливонских войн, но сегодня, как никогда хорош, никаких следов запустения и тлена. Очень хороший фон для театральных постановок, настоящая средневековая декорация. А в моей памяти сохранились жутковатые провалы могил и порушенные кресты конца 70-х годов.
Дальше наш путь лежал в Кадриорг, где предполагалось погулять по старому парку и насладиться морским бризом. Добрый водитель помог собрать скутер, и мы отправились на прогулку, порадовавшись за Петра 1, который заложил этот парк для своей любимой Екатерины. Парк удивительно хорош, тенистые аллеи, прекрасные цветники перед дворцом, красивые пруды.
Увлекшись прогулкой в тени старых каштанов, я не сразу обратила внимание на первые капли дождя и это было большой ошибкой. Гроза началась мощно, сверкали молнии, дождь лил сплошной стеной, никакой зонтик помочь уже не мог. В момент мы оказались абсолютно мокрые, кущи деревьев не защищали, а усиливали потоки дождя. Это было бы весело, если бы дождь был короткий, но он лил и лил. Мы бросились к дороге на максимально возможной скорости зайчика (вторая скорость скутера - черепашка). Но зайчик наш тормозил в лужах и вяз в песке дорожек.
Минут 10 я ехала вдоль ограждения дороги, не имея возможности ее пересечь из-за высокого бордюра. Наконец мы увидели на другой стороне дороги здание кафе и решили брать бордюр штурмом, пересекая проезжую часть вне зоны перехода. Вдвоем с мамой перетащили скутер через 2 препятствия и с надеждой найти укрытие подъехали к кафе. Счастье было так близко, так возможно, но ... к заветному укрытию вело 3 непреодолимые ступени. Оставлять аккумулятор под дождем, я побоялась, и решила объехать кафе с другой стороны в надежде найти альтернативный вход.
Действительно, на служебном крыльце с противоположной стороны стояла молоденькая девушка официантка. На мой вопрос как мне въехать в кафе она пожала плечами и что-то сказала по эстонски. Я задала тот же вопрос на английском, но в ответ получила только пожимание плеч и неопределенное разведение рук. Видимо, на самом деле, существуют серьезные трудности перевода, и очень трудно понять двух абсолютно мокрых женщин под проливным дождем (одной из которых под 80 лет, а вторая на инвалидном скутере). Мы вновь подъехали к центральному входу в кафе. На мои выразительные просьбы о помощи откликнулся молодой человек, покинувший спасительную крышу и мужественно встретивший холодный душ, который с помощью моей храброй мамы, абсолютно мокрой, но не оставлявшей меня одну, подняли скутер на площадку перед входом, где уже укрылось много народу.
Тут нас встретило следующее препятствие - двери в кафе были слишком узкие, а вторая створка двери видимо была закрыта со времен Петра 1 и никогда не открывалась. Перспектива стоять мокрыми снаружи и не иметь возможность войти внутрь, мне не улыбалась, но, вдруг, именно вдруг, на пустынной улочке притормозило такси с предложением довести, куда пожелаем. Мы пожелали на паром и только туда, чтобы переодеться и согреться, но надо было еще раз разобрать скутер и под дождем донести до багажника. Слава Богу, водитель покинул свое сухое кресло и сделал это.
Спасительное тепло и крыша над головой придали уверенности, что мы хранимы своим ангелом-хранителем, но все же, для уверенности, что не заболеем, нам необходимы 100 грамм любого горячительного напитка и сауна. Что и было обязательно исполнено по возвращении на паром. Сауна и виски оказали мощное лечебное действие на душу и тело. А в памяти остались отверзшиеся Хляби Небесные. Видимо, им суждено смыть все старые неприятные воспоминания, и открыть новые возможности и дороги для путешествий.
Наталья Морозова
Санкт-Петербург, 2016 г. |