24.02.2015 О результатах на пресс-конференции рассказали заместитель министра здравоохранения Пермского края Янина Калина, председатель Общественного совета при региональном минздраве Дмитрий Жебелев и директор центра ГРАНИ Светлана Маковецкая.
- Необходимость этой общественной экспертизы продиктована майским Указом
Президента (№ 597), в котором поставлена задача учитывать
потребительское мнение при анализе деятельности лечебных учреждений
путем проведения независимой оценки качества работы государственных
(муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, а
также приказом Минздрава России от 31 октября 2013 г. N 810а, -
объяснила Я. Калина. - Надо отметить, что в нашем регионе, в отличие от
большинства других территорий страны, эта работа проводится не впервые.
Два года назад Пермский край стал пилотной территорией по независимой
оценке лечебных учреждений, и ее результаты были проанализированы
специалистами МЗ РФ для разработки методических рекомендаций по
проведению независимой оценки в лечебных учреждениях в масштабах страны.
О результатах оценки, проведенной в ряде лечебных учреждений Прикамья в
2013 году, можно узнать на нашем сайте здесь Независимая
оценка качества деятельности медицинских учреждений (оценка качества
среды, в которой оказываются медицинские услуги) была проведена во
взаимодействии Общественного совета Министерства здравоохранения
Пермского края, самого ведомства и фонда «Центр гражданского анализа и
независимых исследований». Фонд выступил оператором проведения оценки,
разработав ее методику и проведя исследование. Министерство стало
заказчиком этих работ, а Общественный совет – их главным контролером,
который утверждал перечень лечебных учреждений, порядок, критерии,
показатели оценки и ее результаты – рейтинги учреждений и рекомендации
для них.
Все поликлиники и стационары Прикамья были оценены с точки зрения
пациентов. За один месяц полсотни исследователей изучили условия
предоставления услуг в 333 лечебных учреждениях – 141 поликлинике и 192
стационарах, в том числе провели 332 натурных наблюдения, 221
эксперимент и опросили около 4700 пациентов. В результате были
сформированы почти два десятка рейтингов учреждений по различным
критериям, а также сформулированы конкретные рекомендации по улучшению
деятельности каждого из них.
С. Маковецкая рассказала, что уникальность проведенной работы в
том, что, во-первых, независимая оценка охватила все учреждения
здравоохранения. Это позволило получить срез по всей отрасли региона.
Во-вторых, приоритетом стала точка зрения пациентов, то есть их взгляд
на качество оказываемых услуг. В результате стоит говорить о том, что
сформулированные рекомендации на данный момент важнее рейтингов.
Оценивать работу учреждений здравоохранения целесообразнее по тому, как
они будут соблюдать полученные предложения, нежели по их положению в
рейтинге на сегодняшний день. В каждом из них были проведены натурное
наблюдение внутренней и внешней среды, оснащенности и средств создания
комфортности, систем информирования посетителей, а также опрос 20
пациентов или их законных представителей, анализ сайтов и эксперимент по
получению информации.
Анализ результатов проведенной оценки проводился по следующим основным направлениям:
- открытость и доступность информации о медицинской организации, в том
числе наличие интернет-сайта, полнота, доступность и актуальность
размещенной на нем информации, наличие и качество обратной связи;
- комфортность условий и доступность получения медицинских услуг;
- временные издержки при получении медицинской услуги;
- доброжелательность, вежливость работников медицинского учреждения;
- удовлетворенность потребителей качеством обслуживания в медицинском учреждении.
Таким образом, анализ результатов проведенной оценки качества
работы медицинских организаций Пермского края по пяти направлениям дает
сложную комплексную картину.
Презентацию центра ГРАНИ можно посмотреть здесь.
В отношении открытости и доступности информации выявлено, что
медицинские организации по-прежнему большее внимание уделяют работе с
информационной средой внутри учреждения, а не интернет-сайтам, что
определяет более высокие показатели качества первой в сравнении со
вторыми. При этом в целом, в отношении качества информационной среды
предпочтительнее выглядят поликлиники в сравнении со стационарами, и
медицинские организации, расположенные в Перми, в сравнении с
медицинскими организациями, расположенными в крае.
По уровню комфортности условий и доступности получения
медицинских услуг такой зависимости выявить не удалось. Ситуация с
комфортностью может сильно различаться даже внутри одного учреждения.
Очевидно, здесь имеют значение другие факторы, такие как исходная
материальная база (качество здания), качество работы руководства
конкретных учреждений и прочее.
В общей оценке временных издержек при получении медицинской
услуги более высокие положительные результаты показывают медицинские
организации, расположенные в крае в сравнении с расположенными в Перми
(в целом). Но ситуация довольно дискретна. Главными проблемами ожидаемо
оказались организация очереди и запись к узким специалистам.
Граждане, получающие медицинские услуги, в целом довольно высоко
оценивают доброжелательность и вежливость работников медицинских
учреждений. Удовлетворенность потребителей качеством обслуживания в
медицинских учреждениях Пермского края достаточно высокая. Отсутствует
значительная разница в уровне удовлетворенности в Перми и территориях
края. Общий уровень удовлетворенности по всей сети медицинских
учреждений составляет 86,5% из 100%.
С. Маковецкая отметила, что пациенты в целом высоко оценивают качество
обслуживания в учреждениях. По отзывам, 75-80% опрошенных к врачу
удается записаться с первого раза, время ожидания приема в среднем
составляет в поликлиниках края – 4 дня, в поликлиниках Перми – 7 дней. А
лидерами независимой оценки – то есть получившими наибольшее число
положительных отзывов пациентов, в основном являются учреждения,
расположенные в крае, например, Коми-Пермяцкая окружная больница,
Кудымкарская стоматполиклиника и т.д.
Рейтинги по результатам независимой оценки можно посмотреть здесь
Д. Жебелев подчеркнул, что главными результатами проведенной независимой
оценки учреждений здравоохранения Прикамья стали конкретные
рекомендации по улучшению деятельности каждого из них и рейтинги по
различным критериям. Рекомендации можно посмотреть здесь.
Рекомендации должны быть учтены в планах работы каждой больницы на 2015
год. А их соблюдение будет проверяться, как минимум, на трех уровнях –
общественным советом министерства здравоохранения Пермского края, самим
ведомством и общественными советами учреждений. Важно, что все стороны в
данном случае должны выступать не только в роли контролеров, но и в
качестве помощников по соблюдению рекомендаций.
Для большей объективности, по результатам независимой оценки были
составлены не только сводные рейтинги поликлиник и стационаров
Пермского края, но и тематические, по определенной группе критериев: по
информационной открытости; по комфортности условий и доступности
получения медицинских услуг; по времени ожидания в очереди при получении
услуги; по доброжелательности, вежливости и компетентности сотрудников;
по доступности для маломобильных групп населения и по
доброжелательности детям.
Главным же итогом проделанной работы стала объективная оценка
проблем всех учреждений здравоохранения с точки зрения пациентов, а
значит – появление возможности совместными усилиями их устранить. И
сделать так, чтобы изменения к лучшему мог заметить каждый житель
Пермского края, посещающий больницы. Поскольку именно его мнение впервые
стало самым важным.
Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что комфортность и
качество пребывания в лечебном учреждении связаны с качеством лечения.
Важно, чтобы коллективы учреждений воспринимали результаты оценки
позитивно и налаживали взаимодействие с общественными советами и
организациями, объединяющими пациентов. Если учреждения будут выполнять
рекомендации, сформулированные в ходе независимой оценки, это поможет
изменить отношение пациентов к их работе, повысить уровень обоюдного
доверия и в конечном итоге улучшить качество оказания медицинской
помощи, повысить репутацию и рейтинг лечебного учреждения. Ведь
репутация врача и больницы – это важные составляющие в сохранении
здоровья человека.
|