В стране складывается система общественного контроля здравоохранения.
Проблема гражданского контроля - одна из наиболее обсуждаемых в
последнее время.
Особую значимость эта дискуссия имеет в здравоохранении. Основой
гражданского контроля являются непрофессионалы, случайные люди,
объединенные общими проблемами. И ценность этого ресурса состоит в том,
что эти проблемы они знают изнутри и максимально мотивированы их решить.
Начиная с 2008 года большинство федеральных, а за ними и региональных
властных структур заявили о создании общественных площадок. Наиболее
распространенной формой стали советы. Многие руководители научились
использовать советы, с одной стороны, направляя общественное мнение, а с
другой, собирая информацию и привлекая общественных экспертов. Часто
это повышало качество принимаемых решений и позволяло власти возвращать
кредит доверия граждан.
Идея ужесточения контроля в здравоохранении продиктована
недовольством существующей системой оказания медицинской услуги. Это
показывает, что, во-первых, существующие формы контроля недостаточно
эффективны и их надо усиливать. Во-вторых, что необходимо узаконить и
развить общественную форму контроля, придав ему статус регулируемого
государством инструмента контроля исполнения федеральных и региональных
правовых актов.
За рубежом сектор негосударственных организаций (НГО) гораздо больше
развит, чем в России. Те из них, кто занимается проблемами общественного
здоровья и социальной помощью гражданам, имеющим проблемы со здоровьем,
стоят на первом месте среди общественных организаций и составляют от
28% в США и до 36% в европейских странах от общего числа НГО. Они
финансируются за счет различных государственных программ, а также
организуемых государством аукционов, лотерей, массовых мероприятий. А
также поддерживаются административно за счет льгот и поощрений как для
самих НГО, так и для компаний-жертвователей. В итоге, получив как
ресурсы, так и полномочия, НГО становится ответственной за все проблемы
своей группы пациентов.
В России гражданское общество только ищет свои пути. Для придания
большего веса своим инициативам медицинские общественные организации
эволюционировали в Национальную медицинскую палату, а общества пациентов
- во Всероссийский союз пациентов (ВСП).
Именно ВСП явился инициатором темы гражданского контроля в сфере
здравоохранения, предложив его рабочую модель минздраву еще в 2011 году.
К тому времени она уже существовала около 5 лет и была отработана
Общероссийской общественной организацией инвалидов - больных рассеянным
склерозом в 68 регионах на проблеме обеспечения пациентов, страдающих
рассеянным склерозом, дорогостоящими лекарствами. Результаты оказались
оптимистическими: количество диагностируемых на ранних стадиях пациентов
выросло в 2,3 раза, число пациентов, получающих профильную терапию,
выросло почти в 3,8 раза, а не получающих сократилось с 1500 человек до
300.
Фактически прототип системы гражданского контроля в сфере
здравоохранения был опробован во всероссийском масштабе самим
пациентским сообществом и предложен в качестве рабочей модели органам
власти.
В настоящее время все составные части гражданского контроля в России
есть: это активные НГО, советы при органах власти, координирующие
общественные органы в лице Общественной палаты, некоторое количество
финансовых средств - почти 1,5 млрд рублей, выделяемых правительством РФ
в качестве грантов общественным организациям на поддержку социальных
проектов. Не хватает только регламентирующей составляющей, которая
собрала бы частицы паззла и сформировала единую картину. Ею может стать
разрабатываемый Общественной палатой РФ законопроект «Об общественном
контроле в Российской Федерации». Но его подготовка идет уже почти два
года без видимого прогресса. Возможно, для старта системы было бы
достаточно постановления правительства РФ, которое определило бы
основные принципы и координирующие органы гражданского контроля.
Большим достижением можно считать и установление партнерских
отношений между экспертными, пациентскими структурами и минздравом и
Росздравнадзором. К сожалению, не все федеральные органы готовы на
равных сотрудничать с представителями пациентского сообщества, более
активной позиции хотелось бы от профильного Комитета Госдумы и Совета
Федерации. Еще сложнее обстоят дела с органами власти в регионах: много
формализма, недоверия, а то и игнорирования рекомендаций федерального
центра.
Недавно закончил свою работу IV Всероссийский конгресс Союза
пациентов, собравший представителей 42 ведущих российских НГО. Он
призвал государственные органы содействовать формированию эффективной
системы гражданского контроля в сфере здравоохранения.
Ян Власов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов - больных рассеянным склерозом. Источник |