Система ОМС вполне успешно справляется с решением базовых задач. Тем
не менее ее функционирование в текущих условиях нельзя назвать
оптимальным.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов
рассказал о том, какие первоочередные изменения в системе ОМС необходимы
для повышения уровня удовлетворенности граждан страховой медициной.
На основе исследований и обращений пациентов мы делаем вывод о том,
что пациенты оценивают систему страховой медицины как непрозрачную,
неадекватную в части тарифов на медицинские услуги, ненадежную в силу
избирательного контроля оказания медицинской помощи и нуждающуюся в
совершенствовании в части защиты прав пациентов.
Сейчас ВСП проводит третью по счету оценку удовлетворенности граждан медицинской помощью в системе ОМС.
Результаты аналогичных исследований за 2020–2021 годы заставляют нас
констатировать, что уровень удовлетворенности граждан медицинской
помощью остается на стабильно низком уровне.
В 2021 году лишь 29,3 % пациентов были удовлетворены медицинской
помощью в той или иной степени и 35,1 % — не удовлетворены. Уровень
удовлетворенности медпомощью в сравнении с данными 2020 года практически
не изменился — 24,6 % были удовлетворены, 38,8 % — не удовлетворены.
Половина граждан (50,2 %) в прошлом году увидели негативные изменения в
качестве и доступности медицинской помощи по сравнению с допандемийным
периодом. Этот показатель не изменился в сравнении с результатами 2020
года (50,2 % респондентов два года назад также отметили ухудшение
качества и доступности медицинской помощи).
Дефицит финансирования сохраняется
Сложности системы ОМС во многом определены ее недостаточным финансированием. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью. 2020–2021. %
Государственные лечебные учреждения сами определяют свою учетную
политику, их аудит не проводится, что приводит к заведомому искажению
бухгалтерского учета фактических затрат медицинских организаций.
Значительная часть средств ОМС и бюджета уходит на издержки
неэффективного управления государственными лечебными учреждениями — на
неконтролируемую дебиторскую задолженность, на закупки сомнительных
материальных запасов и неиспользуемого оборудования, на раздутый
административный аппарат (25 % от ФОТ и более). Приходится постоянно
повышать расходы бюджета и работодателей на ОМС, «оптимизировать»
медицинскую инфраструктуру, сокращать зарплаты и расширять трудовые
обязанности медицинских работников, увеличивать платность медицинской
помощи.
Тарифы ОМС давно не соответствуют реальным расходам медицинских организаций на оказание медпомощи гражданам.
Необходимо, наконец, рассчитать реальную стоимость клинически
законченного случая и изменить существующие на сегодня тарифы оказания
медицинской помощи населению. Пока она неизвестна. Поэтому в тарифах до
80 % приходится на оплату работы врачей и только 20% — на лекарства,
аппаратуру и ремонт, сантехнику, охрану и прочее.
В результате у пациентов отсутствует возможность получить нужные
услуги бесплатно, ограничено выполнение стандартов в ЛПУ и пр. Больше 70
% пациентов приобретают за свой счет лекарственные препараты и услуги,
почти 30 % пациентов платят за прием у врача-специалиста неофициально,
более 30 % граждан оплачивают проведение диагностических обследований,
находясь в стационаре.
Без расчета реальной стоимости законченного случая заболевания
невозможно в том числе обеспечить высокотехнологичное и инновационное
лечение через систему обязательного медицинского страхования.
Отрасли нужны опытные управленцы
Тенденция неэффективной траты бюджетов поддерживается недостаточным уровнем компетенции руководителей системы ОМС и врачей.
Качество оказания медицинской помощи только на 15 % зависит от врача,
принимающего пациента, и на 85 % зависит от организатора медицинской
помощи.
10 проблем, с которыми граждане часто сталкиваются
- Отказ в выдаче направления на инструментальные исследования (УЗИ, рентген и др.) при наличии устных рекомендаций врача (47,1 %)
- Долгое ожидание приема узкого специалиста после записи — более 14 рабочих дней (43,5 %)
- Долгое ожидание лабораторных исследований после их назначения — более 14 рабочих дней (42,2 %)
- Отказ в выдаче направления в специализированную федеральную клинику
для лечения заболевания при наличии устных рекомендаций врача (40,1 %)
- Невозможность записаться на прием к терапевту, педиатру, врачу общей
практики, фельдшеру при первом обращении в поликлинику (36,1 %)
- Отсутствие понятных разъяснений врача по поводу состояния здоровья
(здоровья ребенка), назначенных исследований и лечения (31,2 %)
- Отсутствие нужного специалиста в поликлинике, невозможность к нему записаться (28,2 %)
- Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (26,2 %)
- Долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (23,1 %)
- Отказ в выдаче направления на госпитализацию в районную, городскую, региональную больницу (20,7 %)
Вопрос уровня компетентности руководителей системы здравоохранения,
как на местах в региональных министерствах, так и в лечебных
учреждениях, стоит очень остро.
Менеджеры системы здравоохранения могут быть хорошими хирургами,
терапевтами, великолепными людьми, но не всегда компетентными с точки
зрения менеджмента системы здравоохранения. У нас сектор, организующий
систему здравоохранения, нуждается в обучении.
Врачам ЛПУ необходимы возможности решать, учиться. Точка
взаимодействия «врач–пациент» — зона постоянного неразрешимого конфликта
из-за неразберихи в регуляторной практике, финансах и постоянных
манипуляциях со стороны региональных властей и СМК.
Инновации в ОМС: узкое горлышко
В создавшихся условиях система ОМС крайне медленно адаптируется к
внедрению новых высоких технологий. Как уже отмечалось выше, в системе
ОМС не хватает соответствующих тарифов для того, чтобы за счет нее
обеспечивать инновационными лекарствами тех, кто в них нуждается.
Степень адаптированности системы ОМС к применению новаций варьируется
от региона к региону. При этом высокая эффективность в отдельных
субъектах чаще всего является заслугой именно региональных ФФОМС,
которые самостоятельно разрабатывают тарифы.
Много времени требуется на включение новых препаратов в систему ОМС. Чтобы сделать
современные препараты и технологии более доступными для пациентов,
прежде всего необходимо включить в программу высокозатратных нозологий
эффективные и дорогие препараты, в том числе препараты таргетной
терапии, покупку которых невозможно обеспечить за счет ОМС или
региональных бюджетов.
Точка взаимодействия «врач– пациент» — зона постоянного неразрешимого
конфликта из-за неразберихи в регуляторной практике, финансах и
постоянных манипуляциях со стороны региональных властей и СМК.
Источник: Современные страховые технологии |