Эксперт по медицине Ян Власов — о том, поможет ли увеличение бюджетных мест в медвузах бороться с дефицитом врачей
В Минздраве сообщили, что число бюджетных мест в медицинских
университетах в следующем учебном году вырастет на 3,2% по специальности
«лечебное дело», на 4,9% — по специальности «педиатрия» и на 7,4% — по
специальности «медико-профилактическое дело».
Мы понимаем, что дефицит кадров сейчас огромный. В первичном
медицинском звене он составляет, по разным данным, до 60%. Дефицит среди
работников стационаров не столь существенный — где-то 25%. А вот в
сельских районах в разных регионах может не хватать и 70% кадров. С
медсестрами ситуация еще сложнее.
Поэтому такие небольшие изменения, боюсь, нас не спасут. У нас был
опрос на малых территориях, в сельских районах, в закрытых городах
«Росатома», в городах-спутниках с населением до 100 тыс. человек. Он
показал, что, во-первых, нет узких специалистов. Прежде всего это
касается эндокринологов, диетологов, детских хирургов, в меньшей степени
неврологов. То есть высокоспециализированных докторов у нас
катастрофически не хватает. Люди не могут попасть к окулистам. Пациенты с
сахарным диабетом не могут попасть к эндокринологу.
Сегодня количество участковых врачей на селе в полтора раза меньше,
чем необходимо. Специалистов первичного звена — в 1,3 раза меньше,
фельдшеров — в два раза. Когда у нас не хватает людей в разы, говорить
об увеличении количества бюджетных мест на 3,2%, по-моему, даже как-то
смешно.
Мы понимаем, что вообще-то количество выпускников в медицинских
учреждениях сегодня достаточное. Каждый год средний вуз выпускает
порядка 4 тыс. специалистов. Неужели они не могут закрыть потребность по
региону, в котором не хватает этих, условно говоря, 1,5 тыс. врачей? С
точки зрения математики должно хватать. Но с точки зрения практики их
нет.
В первый год после окончания медвуза из медицины уходит 10–11%
молодых врачей. Во второй — еще 10%. На третий — еще порядка 8–10%. То
есть за три года после окончания университета мы теряем треть всех
выпускников, они не остаются в медицине.
Мы сделали исследования, чтобы посмотреть, почему это происходит. Они
не остаются, потому что рабочее место не оказывается привлекательным. С
одной стороны, очень низкий доход: в среднем врач, который работает с
пациентами, получает примерно 52 тыс. рублей. И для того, чтобы
заработать их, он должен трудиться на полторы, две, а иногда и более
ставки, что приводит к профессиональному выгоранию — его признаки есть у
80% медиков. И 20% из них — это те, кто готов уйти хоть сейчас, и их
уже ничем не вернешь.
Президент уже давно сказал, что доход врача должен быть средним по
региону. Это не выполняется, к сожалению. Региональные политические
элиты пытаются разными способами не решать ту задачу, которую поставил
президент.
При этом возникает высокий уровень общественного осуждения. Любые
дела против врачей широко освещают в СМИ. Без разбора, прав он или
виноват, до решения суда.
Что мы получаем для молодого врача? Риски, вплоть до лишения свободы.
У многих врачей отсутствует социальный пакет. Сейчас некоторые
администрации наконец-то стали вести разговор о служебных квартирах, о
льготных кредитах. Да, но давайте посмотрим, что сами врачи хотят,
почему они готовы были бы работать. Например, если мы говорим о молодых
специалистах, они называют демотивирующим фактором не только низкий
уровень дохода, но и отсутствие возможностей работать с
высокопрофессиональными коллегами. Мешает также климат в среде — это
неэтичность, недоброжелательность коллег, негативное наставничество и
невовлеченность в работу.
А если говорить о более маститых специалистах, то демотивирующим
фактором остается большая нагрузка, нерациональное использование
времени. Большой объем ненужной отчетности, мало времени на прием. Также
демотивирует отношение руководства к пациентам и негативный
корпоративный климат. И только потом идет уровень материального
стимулирования и социальные гарантии.
То есть если мы ведем разговор о привлекательности рабочего места, то
она складывается не только из материальных поощрений. Пока мы не
создадим достойные условия, то вопрос, к чему мы готовим наших людей в
высших учебных заведениях, будет стоять достаточно остро.
Отдельная проблема — сама подготовка. У нас везде снижается число
преподавателей в высших учебных заведениях. Почему? Начнем с
материального стимулирования. Средняя зарплата завкафедрой, профессора в
среднем регионе — от 28 тыс. до 35 тыс. рублей. Кроме того, у человека,
который всю жизнь занимается преподаванием в системе здравоохранения,
не идет медицинский стаж, если его не припишут к какой-нибудь
поликлинике. Даже если у профессора мировое имя, его надо обязательно
приписать к поликлинике. То есть он должен занимать чью-то ставку в
больнице.
Образованные врачи, профессора, которые готовы были бы передавать
свои знания, уходят из системы, потому что она ими не интересуется. В
итоге получается, что качество оказания медпомощи полностью связано с
качеством образования.
Из вузов исчезли такие специальности, как этика и деонтология. Каким
образом научиться взаимодействовать с пациентом? Кто обучает этому?
Сейчас осталась только факультативная биоэтика.
Поэтому само по себе решение увеличить количество базовых мест в
образовательных учреждениях — это хорошо. Но это не будет работать без
дополнительного стимулирования процесса, именно университетской науки.
Надо, чтобы государство и было заказчиком тех самых кадров, которых
нам так не хватает. Будем надеяться, что это просто первый шаг, а дальше
будет лучше.
Автор — сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель
Совета общественных организаций по защите прав пациентов при
Росздравнадзоре
Источник: Известия |