Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом


Главная arrow Президент ОООИБРС arrow 10.11.2022 Идея передвижников: когда появятся аптеки на колесах
16.04.2024
Сеть ОООИБРС
Президент ОООИБРС
Устав
Структура
Экспертная служба
Служба патронажа
Информационная служба
Система НКО
Почта
РС у детей
III съезд ОООИ-БРС
IV съезд ОООИБРС
Архив публикаций
Лучшие практики
Видеоархив
Юридический архив
ПИТРС
ВСП программы
Обучение
Реабилитация
Благодарности
Проекты ОООИБРС
Методические материалы
Наши эксперты
Центральный
Москва
Московская область
Воронежская область
Курская область
Орловская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Липецкая область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный
Ростовская область
Волгоградская область
Астраханская область
Краснодарский край
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Крым
Севастополь
Северо-Западный
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Новгородская область
Республика Карелия
Республика Коми
Северо-Кавказский
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский
Ульяновская область
Саратовская область
Самарская область
Республика Татарстан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Башкортостан
Пермский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Уральский
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Сибирский
Новосибирская область
Красноярский край
Республика Алтай
Алтайский край
Томская область
Омская область
Забайкальский край
Кемеровская область
Иркутская область
Республика Хакасия
Дальневосточный
Приморский край
Хабаровский край
Сахалинская область
Магаданская область
Камчатский край
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
С праздником
  

ENGLISH VERSION
ABOUT SOCIETY
NEWS
REHABILITATION
Статистика
Участников: 15701
Новостей: 7756
Ссылок: 13
Missus Revised
10.11.2022 Идея передвижников: когда появятся аптеки на колесах Отправить на e-mail

 Законопроект о лекарственном обеспечении, необходимом регионам, застрял в Госдуме

Хабаровские депутаты направили в Госдуму положительное заключение по законопроекту, который прошел первое чтение еще в феврале 2021 года, но затем застрял в недрах нижней палаты парламента. Документ касается целого ряда вопросов лекарственного обеспечения, в том числе передвижных аптечных пунктов. Как «аптеки на колесах» оказались в заложниках законопроекта о борьбе с монополией на фармацевтическом рынке и надо ли спасать это понятие, выделяя его в отдельный нормативный акт, разбирались «Известия».

В чем суть законопроекта

Депутаты Законодательной думы Хабаровского края направили отзыв в Госдуму по поправкам в федеральное законодательство, касающимся доступности лекарственных препаратов в небольших и отдаленных поселениях. Они предложили разрешить мобильным медбригадам торговлю медикаментами без использования кассового аппарата, так как «не везде доступна сеть Интернет».

Речь идет о законопроекте, внесенном в Госдуму еще в марте 2020 года, в самом начале пандемии коронавируса. В нем говорится в том числе о появлении понятия «передвижные аптечные пункты», которые помогли бы жителям сельской местности и отдаленных территорий. Порядок организации работы аптек, согласно одной из последних версий законопроекта, должно было определить правительство к 1 июля 2021 года.

Проблем с принятием законопроекта, вероятно, не было бы, но в документе передвижные аптеки оказались по соседству с целым рядом других важных законодательных инициатив, которые стали особенно актуальны во время пандемии и касались цен на медикаменты. Законопроект, кроме установления понятия «передвижной аптечный пункт», предлагал обязать аптеки информировать о наличии и минимальной цене лекарственных препаратов в рамках одного международного непатентованного наименования, то есть сообщать, что в продаже есть более дешевый аналог необходимого им препарата. Кроме того, содержался еще ряд мер по ограничению монополизации фармрынка, которые вызвали споры. В этот же законопроект зашили предложение о появлении регистра фармацевтов.

При этом правительство в своем заключении, призывая к доработке законопроекта в целом, в частности, поддерживает принятие понятия передвижных аптечных пунктов.

Первое чтение законопроект прошел 10 февраля 2021 года. Документ приняли, назвав сырым и требующим серьезной доработки. Основные обсуждения касались инициатив, которые должны повлиять на стоимость лекарств и демонополизацию фармрынка, но и о передвижных аптеках вспомнили. Так, один из авторов законопроекта, депутат Андрей Исаев, указал, что полностью описать деятельность передвижных аптечных пунктов в законопроекте не получится и так или иначе «понадобится издание подзаконного акта Министерства здравоохранения, возможно совместно с Минпромторгом». Причем, заявил он, информация об этом должна быть представлена до третьего чтения законопроекта.

Однако до третьего чтения еще очень далеко: после первого движение законопроекта фактически остановилось, сейчас документ находится в комитете Госдумы по охране здоровья.

Минздрав подтвердил «Известиям» свою позицию по законопроекту: концептуально ведомство его поддерживает.

— Предлагаемые авторами изменения в законодательство предполагают расширение доступности лекарственного обеспечения для граждан Российской Федерации, а также повышают контроль в сфере фармацевтической деятельности, — указали в министерстве.

Также там добавили, что передвижные аптечные пункты будут осуществлять свою деятельность на территориях, где отсутствуют стационарные аптечные пункты.

Зачем разделять законопроект

Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», исполнительный директор ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Мария Литвинова заметила, что понятие передвижных аптечных пунктов нужно выделять из законопроекта, зависшего в Госдуме. По ее словам, это уже сделали с регистром фармацевтических работников — законопроект на этот счет был внесен в нижнюю палату парламента в апреле 2022 года, а в июле уже был подписан президентом страны.

Литвинова замечает, что подвис не только законопроект, который касается передвижных аптечных пунктов, но и, например, документ о производственных аптеках.

— Этот законопроект тоже прошел первое чтение в марте 2021 года и провалился, — рассказала она «Известиям». — А это реально то, что может хорошо помочь лекарственному обеспечению населения.

Автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян считает, что нет прямой необходимости разделять законопроекты, но важно напомнить о нем профильному комитету Госдумы, и это более эффективный способ возобновить работу над инициативой, внеся ее рассмотрение в план работы нижней палаты парламента.

Ответственный секретарь Ассоциации юристов России Андрей Моисеев замечает, что передвижные аптеки занимают в законопроекте далеко не первое место, поэтому, возможно, действительно стоит внести этот пункт либо заново, либо доработать документ поправками, оставив спорные вопросы регулирования рынка на потом.

О необходимости продвижения законопроекта о передвижных аптеках говорят и в Союзе профессиональных фармацевтических организаций. Исполнительный директор СПФО Лилия Титова замечает, что много ожиданий было связано с законом о дистанционной торговле, который, как предполагалось, должен был решить проблему обеспечения лекарствами труднодоступных регионов.

— Оказалось, что востребованность онлайн-доставки актуальна только для крупных городов, но никак не для удаленных регионов, в первую очередь из-за стоимости логистических услуг, — рассказала она «Известиям». — По нашему мнению, увеличить доступность лекарств могли бы передвижные аптечные пункты, особенно для отдаленных сел с населением меньше 100 человек. Далеко не во всех населенных пунктах есть ФАПы и врачебные амбулатории, а коммерческим аптекам сложно работать в силу логистики и низкой рентабельности.

Титова замечает, что передвижные аптечные пункты хорошо зарекомендовали себя в прошлые годы, а об их востребованности говорят с 2018 года — тогда шло активное обсуждение законопроекта о дистанционной торговле.

— За эти четыре года СПФО неоднократно выступал с предложениями по необходимости законодательного закрепления передвижных аптечных пунктов, — говорит она. — Востребованность лекарственных препаратов на селе не снизилась, и мы убеждаемся в этом каждый раз, когда посещаем отдаленные регионы нашей страны.

Она добавила, что с инициативой по увеличению доступности лекарств выступает в последние годы «Почта России», которая позиционирует себя как «крупнейший логистический центр», однако признает дефицит своих кадров и «необходимость внесения ряда эксклюзивных изменений в действующее законодательство по лицензированию фармацевтической деятельности».

Нужны ли передвижные аптеки регионам

Опрошенные «Известиями» регионы подтвердили заинтересованность в появлении понятия о передвижных аптеках в российском законодательстве. Председатель комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам социальной политики Ольга Вячеславовна Ушакова, в частности, заметила, что принятие этого документа решит проблему обеспечения медикаментами жителей удаленных и труднодоступных районов.

— В Хабаровском крае доля населения, которая проживает в сельских населенных пунктах, составляет 34%, — рассказала Ушакова «Известиям». — Труднодоступными признаны четыре района края: Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Николаевский и Охотский. Общее количество поселений в них — 62. Цифры достаточно большие, поэтому мы акцентируем на них внимание. Кроме того, в крае в 10 районах доля труднодоступных населенных пунктов составляет от 8 до 60%.

Она указывает, что в этих отдаленных поселениях либо не хватает, либо вовсе нет фельдшеров и провизоров, а транспортная доступность затруднена. Организация же торговли через стационарные аптечные пункты там убыточна и неинтересна предпринимателям «из-за невысокой плотности и малой численности населения, невысокого уровня доходов жителей поселений». Появление аптек интересно предпринимателям в селах с населением не менее 1 тыс. человек. И передвижные аптеки могли бы в какой-то мере решить проблему, говорит Ушакова.

— Мы считаем также важным предусмотреть право субъектов, осуществляющих выездную торговлю лекарственными препаратами, не применять контрольно-кассовую технику, — отметила она.

В минздраве Красноярского края заявили, что передвижная аптека может быть важным инструментом обеспечения доступности лекарственных средств для жителей маленьких населенных пунктов.

— Красноярский край — достаточно обширная территория, и мобильные формы работы в нашем регионе востребованы среди жителей: действуют мобильные ФАПы, мобильная поликлиника краевой больницы, поезд здоровья, — рассказали «Известиям» в пресс-службе краевого минздрава.

И.о. министра здравоохранения Свердловской области Андрей Карлов также заметил, что передвижные аптечные пункты при минимальных затратах, работая по установленному графику и маршруту, смогут охватить малые сельские населенные пункты, где открытие стационарной аптечной организации невозможно, и это для региона востребовано.

Зампред комитета Мособлдумы по социальной политике и здравоохранению Владимир Вшивцев сообщил «Известиям», что вопрос доступности лекарств для жителей удаленных населенных пунктов крайне актуален и для Московской области.

— Чтобы получить льготные лекарственные препараты или купить необходимые, приходится преодолевать большие расстояния, поскольку в небольшом поселении зачастую аптека отсутствует вовсе, — говорит он. — Инициатива о передвижных аптечных пунктах будет способствовать повышению доступности лекарственных препаратов.

Он указал, что в Московской области выработали свой подход, опробовав проект по продаже лекарств в ФАПах.

— Это стало удобным для сельских жителей и существенно повысило доступность лекарств, — подчеркивает Вшивцев. — Для этого проводится масштабная организационная работа, чтобы ФАПы получили фармацевтические лицензии.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов также подчеркивает, что законопроект о передвижных аптеках действительно сможет помочь в решении проблемы с дефицитом лекарств в малых поселениях и удаленных территориях. Закон о дистанционной торговле, говорит он, отчасти достижению этой цели способствует, но имеет ограничения, которые не позволяют в полной мере устранить дефицит. По его словам, доставка безрецептурных препаратов сейчас в основном обеспечивается через ритейл: местное население приобретает лекарства в сетевых супермаркетах, которые в районы зашли. Но равномерность поставок и актуальный ассортимент такая практика обеспечить не может.

— Пациентское сообщество в появлении передвижных аптек видит только преимущества для граждан, — говорит он. — Главное — организовать равномерный запас лекарств на складах, поскольку городские аптеки также сталкиваются с дефицитом препаратов, и логистику в удаленные центры.

В Республике Саха (Якутия) также согласились с необходимостью принятия законопроекта, а вот в Вологодской области заявили, что не считают целесообразным появление в своем регионе передвижных аптек. Начальник департамента здравоохранения Вологодской области Алексей Плотников заявил, что лекарственными препаратами в селах, где нет аптечных пунктов, торгуют ФАПы, офисы врачей общей практики и амбулатории.

— Кроме того, невозможно подключение передвижного аптечного пункта к системе мониторинга движения лекарственных препаратов «Честный знак», что является обязательным условием деятельности для аптечных организаций, — сказал он «Известиям». — Также очень сложно будет обеспечить надлежащие условия хранения лекарственных препаратов.

Как должны работать передвижные аптеки

Мария Литвинова, поддерживая появление понятия «передвижные аптеки» в целом, указывает, что необходимо правильно отобразить эту норму, четко прописав, на каких территориях возможна их работа, кто имеет право этим заниматься и так далее, чтобы не было бесконтрольного использования этого закона.

Она замечает, что сейчас нет никаких нормативных актов, которые бы обязывали открывать аптеки в населенных пунктах определенного размера — фармацевты находятся в рынке и регулируются только рынком.

— Мы и сами от этого страдаем, говорим, что нужно вернуть количественные и территориальные нормы, — говорит Литвинова. — Поэтому, к слову, и не надо бояться, что из-за передвижных аптек исчезнут стационарные пункты — они могут пропасть и без них.

Она предположила, что решение этих вопросов можно передать в том числе на региональный уровень, однако с учетом серьезного контроля работы таких аптечных пунктов.

Андрей Карлов заметил, что функционирование передвижных аптечных пунктов целесообразно ограничить в подзаконных нормативных актах только населенными пунктами, где отсутствуют стационарные аптечные организации. При этом он также замечает, что аптечные организации сами принимают решение об открытии, закрытии и месторасположении торговых точек, руководствуясь вопросами наличия помещения, кадров, вероятной прибыльности.

Будут ли передвижные аптеки эффективны

Андрей Моисеев замечает, что вопрос еще и в том, насколько выгодны будут передвижные аптеки их владельцам.

— Не думаю, что решение задачи по доставке лекарств в труднодоступные районы зависит исключительно от отсутствия этой нормы в законе, — говорит он. — Норма поможет решить задачу, только если бизнес сочтет это выгодным.

Эксперт по государственному и муниципальному управлению Института Витте Кирилл Парфенов также заметил, что эффективность аптек на колесах под вопросом.

— У нас есть опыт передвижных автомагазинов, которые вызывают множество нареканий: приезжают редко, графики не соблюдают, качество и ассортимент товаров зачастую не соответствуют потребностям жителей малых поселений, — рассказал он «Известиям». — Едва ли передвижные аптеки окажутся лучше: потребность в продуктах питания и товарах народного потребления спрогнозировать легче, а результаты неутешительны.

Он считает, что решение целесообразно искать в другой плоскости — например, расширять ассортимент лекарств и товаров медицинского назначения, реализуемых через ФАПы. Мобильные аптеки он считает лишь подспорьем этому. Парфенов считает, что это в целом вопрос скорее социальной политики, а не коммерческой деятельности.

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Денисов считает, что игрокам фармрынка вряд ли будет интересно создание передвижных аптек, так как возникнут большие расходы на закупку и поддержание соответствующего автопарка.

— В отличие от автолавок в передвижных аптеках нужен фармацевт и водитель, что увеличивает затраты на фонд оплаты труда, а для ряда медикаментов нужен особый температурный режим, то есть наличие специализированного холодильного оборудования, из-за чего сложно будет обеспечить большой ассортимент, — отмечает он.

Доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве РФ Ольга Жильцова, считая, что законодательную базу по передвижным аптечным пунктам необходимо доработать и принять уже давно в связи с критической ситуацией в отдаленных районах страны, заметила, что важно определить границы деятельности государственного и коммерческого секторов фармацевтического рынка, разделив между ними функции по распределению препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших, а также по оперативной доставке медикаментов. Коммерческим организациям, считает она, можно предоставлять выгодные условия или льготы.

Источник: Известия

 
< Пред.   След. >
Перепечатка информации возможна только
при наличии активной ссылки на источник!

Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом | ОООИ-БРС | Все права защищены © 2008 | Центр ИНФО |
Проект при поддержке компании RU-CENTER