В Москве модернизируют работу скоропомощной службы
Мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал переход столицы на новый
стандарт экстренной медицинской помощи. Потоки пациентов разделят на три
категории: красную (пациенты, требующие реанимационной помощи или
операции), желтую (пациенты, требующие непосредственного наблюдения) и
зеленую (относительно стабильные пациенты). А в скоропомощных комплексах
появятся новые сотрудники — социальные координаторы, которые в случае
экстренной госпитализации помогут гражданам с документами, заберут их
детей из школы, позвонят родственникам и даже пристроят в приют питомца.
Во Всероссийском союзе пациентов высоко оценили инновационность
подхода, однако отметили, что качество оказания медпомощи в зависимости
от региона сейчас имеет существенные отличия, и в этом «элемент
неравенства для пациентов».
Обосновывая необходимость совершенствования системы экстренной
медицинской помощи, мэр Сергей Собянин заметил, что ежегодно в столичные
стационары госпитализируется около 1,4 млн человек. Из них 1 млн
пациентов доставляют машины скорой помощи. «От того, как будет оказана
экстренная помощь — а это происходит в приемных отделениях больниц,— во
многом зависит здоровье, жизнь пациента»,— заявил господин Собянин во вторник на встрече с главными врачами крупнейших городских многопрофильных клиник.
Мэр уточнил, что программа улучшения скоропомощной службы будет
реализована в шести городских больницах: НИИ скорой помощи им. Н. В.
Склифосовского, Боткинской больнице, ГКБ №15 им. О. М. Филатова, ГКБ
им. В. М. Буянова, ГКБ им. В. В. Вересаева и ГКБ №1 им. Н. И. Пирогова.
Там построили современные скоропомощные комплексы — полноценные
стационары с приемным отделением, операционными, реанимацией и
вертолетными площадками для санавиации. Всего в 2023–2024 годах будет
введено более 600 «суперсовременных» коек, половина из которых —
реанимационные. Планируется, что в этих комплексах пациенты будут
проводить «от нескольких минут до суток». «Здесь их обследуют, поставят
диагноз, окажут всю необходимую срочную помощь, при необходимости
прооперируют. А затем — в зависимости от состояния — либо переведут в
профильное отделение для продолжения лечения, либо выпишут»,— говорится
на сайте Сергея Собянина.
Сам же новый стандарт экстренной помощи основан на шести пунктах:
единые медицинские алгоритмы; высокий профессионализм и умение работать в
команде; единый стандарт оснащения оборудованием; современные стандарты
организации медпомощи; передовые цифровые решения; в центре внимания —
пациент.
Уточняется, что врачи, медсестры и профильные эксперты разработали 87
пошаговых алгоритмов, которые охватывают 96% всех поводов для обращения
за экстренной помощью.
Каждый алгоритм будет отрабатываться «до автоматизма» с помощью
симуляционного оборудования на образовательном полигоне в Сокольниках. В
мэрии подчеркивают, что для комплектования штата скоропомощных
комплексов впервые организуют открытый конкурсный отбор примерно 2 тыс.
сотрудников — от администраторов до нейрохирургов. Здесь намерены
организовать около 60 высокотехнологичных операционных, часть из которых
не имеет аналогов в России.
Маршрутизация пациентов скоропомощных комплексов будет организована по принципу триажа — сортировки.
Потоки пациентов разделят на три категории: красную (пациенты,
требующие реанимационной помощи или операции), желтую (пациенты,
требующие непосредственного наблюдения) и зеленую (относительно
стабильные пациенты). Больных первой категории будут «мгновенно»
направлять в реанимацию или на экстренную операцию. Оказание помощи
пациентам желтой и зеленой категорий будет устроено по принципу «врач — к
пациенту», когда после быстрого оформления в приемном отделении
человека размещают в диагностическом зале и все дальнейшие осмотры и
процедуры проводятся непосредственно у кровати больного.
Скоропомощные комплексы будут работать в цифровой среде. Специалисты
получат доступ к электронной документации пациентов еще до прибытия
бригады скорой помощи.
Для телемедицинской консультации врач, находящийся рядом с пациентом,
сможет воспользоваться специальным шлемом дополненной реальности. «Они
(консультанты.— “Ъ”) видят пациента как бы своими глазами и могут
дистанционно оказывать помощь коллегам»,— объясняют представители мэрии.
Воплощая принцип «в центре внимания — пациент», в столичном
правительстве обещают, в частности, обезболивание по самым современным
протоколам на всех этапах пребывания в стационаре.
Кроме того, вводится новая должность — социальные координаторы. Такие
специалисты возьмут на себя немедицинские функции, «которые ранее
ложились на плечи врачей и медсестер».
Предполагается, что консультанты не только окажут моральную поддержку
и помогут с документами, но и в случае необходимости заберут детей из
школы, позвонят ближайшим родственникам или организуют временное
устройство питомца. Подчеркивается, что впервые в практике московского
здравоохранения специальные условия будут созданы для близких и друзей
пациентов: в скоропомощных комплексах будут обустроены комфортные
комнаты ожидания, кабинеты психологической поддержки и кафе.
«Наверное, впервые в России появляется такой современный стандарт
оказания экстренной медицинской помощи,— комментирует изменения
сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.— Важно, что
внимание будет уделено грамотной маршрутизации, состоянию, в котором
поступает пациент, и другим деталям, которые позволяют оказывать
медицинскую помощь как можно быстрее и в полном объеме». Господин Жулев
отмечает, что градация реагирования в зависимости от состояния пациента
уже присутствует в системе скорой помощи, но в основном затрагивает
ранжирование выезда бригад. Вместе с тем, отмечает эксперт, качество
оказания медицинской помощи в зависимости от региона сейчас имеет
существенные отличия, и в этом, по его мнению, «элемент неравенства для
пациентов».
Председатель профсоюза «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков полагает, что тем не менее не решена главная проблема — дефицит кадров.
Он говорит о «гигантской текучке кадров», несмотря на высокие
зарплаты в московской службе скорой помощи. В среднем около 20% бригад,
по словам господина Белякова, «выходят на работу по одному» (согласно
приказу Минздрава №88, бригада скорой должна состоять из двух медиков).
Источник: Коммерсантъ |