В Совфеде предложили усовершенствовать информационную систему, связывающую субъекты и федеральные клиники
Медицинская помощь в федеральных центрах, в том числе
высокотехнологичная, нередко оказывается недоступной для пациентов в
регионах, несмотря на готовность федеральных клиник их принять.
Причина в этом случае — в очередях, которые не видны федеральным
центрам, а также в неэффективном использовании единой информационной
системы (ЕГИСЗ) в регионах и общем нежелании субъектов направлять
больных в федеральные центры, полагают участники состоявшегося в Совете
Федерации профильного круглого стола. Согласны с этой точкой зрения и
опрошенные изданием эксперты.
В Совфеде для решения проблемы предложили усовершенствовать ЕГИСЗ,
добавив туда оперативную информацию о свободном коечном фонде, доступную
для всех сторон. Сейчас вопрос находится на рассмотрении в Минздраве.
Подробнее о проблеме и о текущей ситуации с доступностью
высококачественной медицинской помощи — в материале «Известий».
Неучтенные очереди
Вопрос доступности медицинской помощи в федеральных медицинских
центрах обсуждали в Совете Федерации в начале недели. В заседании
приняли участие представители нескольких федеральных медицинских и
пациентских организаций, а также представители Минздрава и Фонда
социального страхования.
Финансирование медицинских организаций в 2019–2021 годах
осуществлялось в рамках плановых объемов, выполненных практически на
100%,отметила сенатор, член комитета по социальной политике Совета
Федерации, Ирина Петина, выступившая председателем круглого стола.
Тем не менее представители федеральных медицинских организаций (ФМО)
сообщили о негативных факторах, снижающих доступность помощи для жителей
ряда регионов страны.
— Такими факторами они считают недостаточность финансирования системы
ОМС и снижение плановых объемов оказания медицинской помощи в 2022 году
по сравнению с периодом 2020–2021 годов, — подчеркнула Ирина Петина.
Также, по ее словам, в Совет Федерации поступают обращения из
субъектов РФ: пациенты сообщают об очередях на получение
высокотехнологичной и специализированной помощи.
— Основная проблема, с которой обращаются представители регионов в
Совет Федерации, по наблюдениям комитета Совета Федерации по социальной
политике, — это формирование очередей на региональном уровне на
получение высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в федеральных
клиниках, — рассказала «Известиям» Ирина Петина.
При этом, по данным федеральных медорганизаций, к которым с
соответствующим запросом обратились в Совете Федерации, таких очередей
быть не должно было.
Причиной, по ее мнению, стало то, что действующая единая
государственная информационная система в сфере здравоохранения сейчас не
предусматривает возможность доступа уполномоченных лиц к получению
информации о количестве свободных мест по профилям высокотехнологичной
медицинской помощи во всех федеральных клиниках, оказывающих этот вид
медпомощи, отметила она.
— В связи с этим сложилась ситуация, когда федеральные медицинские
организации не видят региональных очередей, а регионы не владеют
ежедневной (ежемесячной или другой) информацией о количестве свободных
мест — коек — в федеральных клиниках по профилям медицинской помощи, по
видам ВМП, — пояснила сенатор.
Повысить эффективность использования мощностей федеральных центров,
по ее мнению, может усовершенствование Единой государственной
информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения.
В частности, за счет погружения в нее оперативной информации о
занятости коечного фонда медицинских организаций по профилям
высокотехнологичной и специализированной помощи. Предполагается, что
такая информация должна быть доступна как для самих ФМО, так и для
региональных систем здравоохранения.
«Не успевают следить за новеллами»
Обращения пациентов, которые не могут попасть из регионов в
федеральные медицинские центры, поступают довольно часто, рассказал
«Известиям» сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
— Врачи не всегда успевают следить за новеллами в законодательстве.
Например, пациенты могут получать отказы в направлении на лечение в
федеральные центры по причине того, что врач не находит медицинское
учреждение в региональном списке, хотя уже как год сформирован отдельный
федеральный список лечебных центов. И таких примеров много, — поясняет
он.
Кроме того, полагает он, очевидно «нежелание региональных властей
«отпускать» пациентов в федеральные учреждения», поскольку в регионах
предпочитают максимально загружать местные медучреждения.
Вместе с тем были сделаны серьезные шаги по повышению доступности и
качества оказания медицинской помощи в федеральных медицинских
организациях, признает собеседник издания.
Оказание помощи онкопациентам в федеральных центрах сейчас происходит
в полном объеме, рассказала «Известиям» президент всероссийской
ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боворова.
Исключение, по ее словам, составляют только ситуации, когда в
федеральных центрах не оказывается некоторых препаратов для проведения
химиотерапии, за которыми людей отправляют по месту жительства.
В то же время наблюдаются сложности с направлением в федеральные медицинские организации пациентов из регионов.
— Есть регионы, которые категорически не направляют в федеральные
центры. Хотя [затем выясняется, что] держать было незачем, потому что в
регионе такая помощь в принципе не оказывается, — рассказала собеседница
издания.
В качестве примера она привела ситуацию в Волгограде, где долгое
время отказывались направлять в федеральный центр мужчину с
онкозаболеванием, которому требовалась трансплантация почки. Даже
несмотря на то что в регионе такие операции не проводятся. Аналогичные
случаи, связанные в первую очередь с трансплантацией, по ее словам,
наблюдались и в других субъектах. То же самое касается ситуаций, когда
необходимо лечение с использованием протонных или лучевых технологий,
доступное в Обнинске и Химках.
— Лечение там доступно, в том числе по квотам, однако региональные службы вообще туда не направляют пациентов, — сетует она.
Не отправляет людей в федеральные центры в том числе Москва — в
столице полагают, что местная система здравоохранения самодостаточна,
когда речь идет о борьбе с раком, но это, отмечает Ирина Боворова, «не
совсем справедливо».
«Не налажена как часы»
Единая цифровая система, так называемый вертикальный информационный
контур, необходимый для обмена данными между федеральными
медучреждениями и субъектами, существует и работает, признают в
Ассоциации. Однако если федеральные центры «пользуются ею очень
активно», узнавая, таким образом, какой пациент и где находится, какую
помощь получает и в какой помощи нуждается, в случае с регионами система
оказывается куда менее эффективной.
— Пока не можем констатировать, что взаимосвязь и четкий обмен
информацией здесь налажены и работают как часы, — признает Ирина
Боворова. — Хотя должно быть именно так.
Сейчас, по мнению Юрия Жулева, необходим «дальнейший мониторинг ситуации».
— Возможно, потребуется повысить финансирование федеральных центров, в
случае если они исчерпают предусмотренные лимиты, чтобы не допустить
снижения объемов медпомощи, — отмечает он.
Кроме того, необходимо повышать качество доступной высокотехнологичной медицинской помощи, считает он.
Также требует совершенствования нормативная правовая база,
регулирующая порядок направления пациентов на лечение в федеральные
клиники.
Пока по результатам круглого стола в Совете Федерации было принято
решение о проработке на уровне Минздрава вопроса о дальнейшем
усовершенствовании Единой государственной информационной системы в сфере
здравоохранения.
В частности, о доступности в системе оперативной информации о
занятости коечного фонда в федеральных медицинских организациях, в том
числе тех, которые оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь,
рассказала «Известиям» Ирина Петина. Доступ к ней должны иметь как
федеральные центры, так и региональные клиники, а также органы
исполнительной власти, отвечающие за сферу здравоохранения на уровне
субъектов.
В Минздраве к моменту публикации не ответили на вопрос издания о перспективах доработки ЕГИСЗ.
Источник: Известия |