Телемедицина – один из приоритетов развития российского
здравоохранения, в том числе ее первичного звена. В «продвинутых» в
плане цифровизации субъектах Федерации большинство больниц и поликлиник
уже подключены к единой государственной информационной
системе. Создаются региональные центры, в которых обрабатывают цифровые
снимки, а опытные врачи консультируют своих коллег из районных больниц
по сложным случаям, помогая ставить правильные диагнозы и назначать
лечение. В октябре 2020 года стартовал пилотный проект, в рамках
которого жителям ряда территорий стали доступны медицинские консультации
через портал госуслуг.
В процессе подготовки программа реабилитации детей в формате
телемедицины, в том числе оказание психологической помощи. Следующим
шагом в перспективе могут стать дистанционные операции. И хирург с
помощью руки-манипулятора в будущем будет способен помочь пациенту,
находящемуся за тысячи километров – на другом конце страны. Изобретением
и испытаниями роботизированных систем на протяжении несколько
десятилетий активно занимаются ученые США и стран Европы. Ну а в России
ведущим центром реализации таких проектов считается МГУ.
Все то, что высокотехнологично, по определению дорого. В целом объем
мирового рынка телемедицины составляет примерно $45,5 млрд, российского –
20 млрд рублей. И это далеко не предел. Специалисты видят значительный
потенциал роста этого сегмента. Так, в нашей стране в течение ближайших
лет показатель может вырасти в пять раз – до 100 млрд рублей.
Пандемия коронавируса дала дополнительный мощный импульс для
активного проникновения телемедицины во все сферы здравоохранения. В
России спрос на проведение консультаций в онлайн-формате в прошлом году
увеличился на 177% по сравнению с 2019-м, говорит врач общей практики
Европейского медицинского центра (ЕМС) Дмитрий Трошин. При этом надо
понимать, что отечественная телемедицина развивается в условиях жестких
ограничений. В России по-прежнему запрещено ставить диагнозы, а тем
более назначать лечение и операции в удаленном режиме. Такие решения
можно принимать только в ходе очного приема пациента. Между тем
технологии позволяют получать не только необходимые документы, снимки,
результаты анализов и обследований, но и с помощью современных гаджетов
проводить полноценный осмотр больного.
Несмотря на существенные сдерживающие факторы, телемедицина в России
активно работает, продолжает Дмитрий Трошин. В частности, дистанционно
проводятся консультации, осуществляется мониторинг самочувствия
пациентов, даются рекомендации о мерах профилактики заболеваний и
т.д. Кроме того, у врачей есть возможность, что называется, находясь в
удаленном доступе, корректировать лечение, назначенное на очном приеме.
Среди других опций – направлять подопечного на новые анализы и
обследования, а также выписывать рецепты.
В свою очередь, доктор медицинских наук, сопредседатель
Всероссийского союза пациентов Ян Власов подтверждает – концепция
развития телемедицины для дистанционной консультативной помощи в России
разработана. Первый пакет нормативных правовых актов, регулирующих эти
услуги, был принят три-четыре года назад. Другое дело, насколько полно
предложенные правила игры, тогда казавшиеся актуальными, отвечают
современному уровню технологий в сфере телемедицины, изменениям в
обществе и системе здравоохранения. «Телемедицина – это ведь не просто
видеозвонок, а совершенно новый технологический уровень для всех –
врачей и медицинских учреждений, пациентов и операторов мобильной связи.
А еще – взаимодействие нескольких ведомств. Необходимы надежные
цифровые платформы, оборудование, защищенные каналы связи для передачи
персональных данных, тарифы, разработанные и утвержденные ФФОМС
(Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. –
«Профиль»)», – говорит Ян Власов.
В идеале телемедицина должна быть доступна для каждого. Например, нет
нужды объяснять, что состояние пациентов с хроническими заболеваниями
требует постоянного мониторинга, продолжает эксперт. Вопрос, как его
лучше организовать. Варианты могут быть разные: через персональный
гаджет, специальный монитор у кровати больного или кнопку для передачи
сигнала на пульт медучреждения. «Удаленный контроль состояния пациентов
является еще одним плюсом. Например, люди, страдающие сахарным диабетом
или болезнями сердца, могут с помощью телемедицинских сервисов в любое
время связываться с лечащим врачом для мониторинга их здоровья», –
подтверждает Дмитрий Трошин.
Современные гаджеты превратились в незаменимых помощников врачей.
Созданы устройства, позволяющие передавать практически из любой точки
мира данные диагностики. Допустим, измерять температуру и ритмы сердца
пациента или проводить обследование легких, горла, носа, ушей и
кожи. Аналитики компании Reports and Data, специализирующейся на
маркетинговых исследованиях, весьма оптимистичны в среднесрочном
прогнозе. По их оценкам, к 2027 году мировой рынок мобильных приложений
для контроля самочувствия и онлайн-консультаций между врачом и пациентом
составит порядка $312 млрд.
Конечно, нельзя забывать о наличии киберрисков – угрозах раскрытия
персональных данных в результате действий злоумышленников либо из-за
халатности пользователей при передаче информации о состоянии здоровья
пациента, напоминает Ян Власов. В связи с этим важно четко
регламентировать порядок взаимодействия медучреждений с провайдерами,
закрепить в законах их обязательства по безопасности телемедицинских
услуг. Отдельная тема, по мнению эксперта, – ответственность медицинских
учреждений, ФФОМС, страховых компаний и самих пациентов за полноту и
достоверность передаваемых данных.
Еще одно обязательное условие дальнейшего развития телемедицины в
России – подготовка кадров. Врачи первичного звена должны пройти
обучение и получить соответствующие компетенции. Без решения этой задачи
онлайн-консультации с ведущими специалистами из федеральных или
областных клиник вряд ли достигнут своей цели. По мнению Яна Власова, в
переходе на инновационные технологии есть потребность не только у
первичного звена здравоохранения, но и у реабилитационной, паллиативной и
многих других направлений медицинской помощи. Соответственно,
востребованы различные виды телемедицинских услуг, вплоть до проведения
экстренных консультаций и консилиумов с узкими специалистами.
К сожалению, для этого механизмы пока не выстроены. Так, некоторые
районные больницы технологически не готовы к переходу на новый формат
работы. Есть и другие ограничения, что называется, инфраструктурного
характера. «До сих пор не все медучреждения включены в электронный
документооборот. В Москве врачам проще получить электронную подпись, а в
регионах она почти не распространена. А ведь ценность рецепта или
рекомендации без такой подписи стремится к нулю», – констатирует
эксперт.
Ко всему прочему, сегодня элементарно не хватает людей. Одна из
причин – не все врачи включены в специальный регистр, открывающий доступ
к оказанию удаленных услуг. В федеральных клиниках основные проводники
телемедицины – ведущие специалисты – в подавляющем большинстве имеют
высокую загруженность, напоминает Ян Власов. И это при том, что
дистанционный формат предполагает работу онлайн и готовность к
оперативным консультациям в режиме 24/7. Выход эксперт видит в
привлечении широкого круга опытных специалистов для обеспечения
взаимозаменяемости, круглосуточного, с учетом бесконечных российских
просторов и часовых поясов, графика дежурств. Тогда участковый врач
где-нибудь на Чукотке всегда сможет рассчитывать на совет и помощь
опытных коллег из региональной клиники или из Москвы.
Источник: Еженедельный журнал «Профиль» |