Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом


Главная arrow Президент ОООИБРС arrow 05.05.2021 Здоровье в режиме онлайн: чем телемедицина может помочь врачам и пациентам
18.04.2024
Сеть ОООИБРС
Президент ОООИБРС
Устав
Структура
Экспертная служба
Служба патронажа
Информационная служба
Система НКО
Почта
РС у детей
III съезд ОООИ-БРС
IV съезд ОООИБРС
Архив публикаций
Лучшие практики
Видеоархив
Юридический архив
ПИТРС
ВСП программы
Обучение
Реабилитация
Благодарности
Проекты ОООИБРС
Методические материалы
Наши эксперты
Центральный
Москва
Московская область
Воронежская область
Курская область
Орловская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Липецкая область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный
Ростовская область
Волгоградская область
Астраханская область
Краснодарский край
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Крым
Севастополь
Северо-Западный
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Новгородская область
Республика Карелия
Республика Коми
Северо-Кавказский
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский
Ульяновская область
Саратовская область
Самарская область
Республика Татарстан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Башкортостан
Пермский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Уральский
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Сибирский
Новосибирская область
Красноярский край
Республика Алтай
Алтайский край
Томская область
Омская область
Забайкальский край
Кемеровская область
Иркутская область
Республика Хакасия
Дальневосточный
Приморский край
Хабаровский край
Сахалинская область
Магаданская область
Камчатский край
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
С праздником
  

ENGLISH VERSION
ABOUT SOCIETY
NEWS
REHABILITATION
Статистика
Участников: 15701
Новостей: 7758
Ссылок: 13
Missus Revised
05.05.2021 Здоровье в режиме онлайн: чем телемедицина может помочь врачам и пациентам Отправить на e-mail

 Телемедицина – один из приоритетов развития российского здравоохранения, в том числе ее первичного звена. В «продвинутых» в плане цифровизации субъектах Федерации большинство больниц и поликлиник уже подключены к единой государственной информационной системе. Создаются региональные центры, в которых обрабатывают цифровые снимки, а опытные врачи консультируют своих коллег из районных больниц по сложным случаям, помогая ставить правильные диагнозы и назначать лечение. В октябре 2020 года стартовал пилотный проект, в рамках которого жителям ряда территорий стали доступны медицинские консультации через портал госуслуг.

В процессе подготовки программа реабилитации детей в формате телемедицины, в том числе оказание психологической помощи. Следующим шагом в перспективе могут стать дистанционные операции. И хирург с помощью руки-манипулятора в будущем будет способен помочь пациенту, находящемуся за тысячи километров – на другом конце страны. Изобретением и испытаниями роботизированных систем на протяжении несколько десятилетий активно занимаются ученые США и стран Европы. Ну а в России ведущим центром реализации таких проектов считается МГУ.

Все то, что высокотехнологично, по определению дорого. В целом объем мирового рынка телемедицины составляет примерно $45,5 млрд, российского – 20 млрд рублей. И это далеко не предел. Специалисты видят значительный потенциал роста этого сегмента. Так, в нашей стране в течение ближайших лет показатель может вырасти в пять раз – до 100 млрд рублей.

Пандемия коронавируса дала дополнительный мощный импульс для активного проникновения телемедицины во все сферы здравоохранения. В России спрос на проведение консультаций в онлайн-формате в прошлом году увеличился на 177% по сравнению с 2019-м, говорит врач общей практики Европейского медицинского центра (ЕМС) Дмитрий Трошин. При этом надо понимать, что отечественная телемедицина развивается в условиях жестких ограничений. В России по-прежнему запрещено ставить диагнозы, а тем более назначать лечение и операции в удаленном режиме. Такие решения можно принимать только в ходе очного приема пациента. Между тем технологии позволяют получать не только необходимые документы, снимки, результаты анализов и обследований, но и с помощью современных гаджетов проводить полноценный осмотр больного.

Несмотря на существенные сдерживающие факторы, телемедицина в России активно работает, продолжает Дмитрий Трошин. В частности, дистанционно проводятся консультации, осуществляется мониторинг самочувствия пациентов, даются рекомендации о мерах профилактики заболеваний и т.д. Кроме того, у врачей есть возможность, что называется, находясь в удаленном доступе, корректировать лечение, назначенное на очном приеме. Среди других опций – направлять подопечного на новые анализы и обследования, а также выписывать рецепты.

В свою очередь, доктор медицинских наук, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подтверждает – концепция развития телемедицины для дистанционной консультативной помощи в России разработана. Первый пакет нормативных правовых актов, регулирующих эти услуги, был принят три-четыре года назад. Другое дело, насколько полно предложенные правила игры, тогда казавшиеся актуальными, отвечают современному уровню технологий в сфере телемедицины, изменениям в обществе и системе здравоохранения. «Телемедицина – это ведь не просто видеозвонок, а совершенно новый технологический уровень для всех – врачей и медицинских учреждений, пациентов и операторов мобильной связи. А еще – взаимодействие нескольких ведомств. Необходимы надежные цифровые платформы, оборудование, защищенные каналы связи для передачи персональных данных, тарифы, разработанные и утвержденные ФФОМС (Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. – «Профиль»)», – говорит Ян Власов.

В идеале телемедицина должна быть доступна для каждого. Например, нет нужды объяснять, что состояние пациентов с хроническими заболеваниями требует постоянного мониторинга, продолжает эксперт. Вопрос, как его лучше организовать. Варианты могут быть разные: через персональный гаджет, специальный монитор у кровати больного или кнопку для передачи сигнала на пульт медучреждения. «Удаленный контроль состояния пациентов является еще одним плюсом. Например, люди, страдающие сахарным диабетом или болезнями сердца, могут с помощью телемедицинских сервисов в любое время связываться с лечащим врачом для мониторинга их здоровья», – подтверждает Дмитрий Трошин.

Современные гаджеты превратились в незаменимых помощников врачей. Созданы устройства, позволяющие передавать практически из любой точки мира данные диагностики. Допустим, измерять температуру и ритмы сердца пациента или проводить обследование легких, горла, носа, ушей и кожи. Аналитики компании Reports and Data, специализирующейся на маркетинговых исследованиях, весьма оптимистичны в среднесрочном прогнозе. По их оценкам, к 2027 году мировой рынок мобильных приложений для контроля самочувствия и онлайн-консультаций между врачом и пациентом составит порядка $312 млрд.

Конечно, нельзя забывать о наличии киберрисков – угрозах раскрытия персональных данных в результате действий злоумышленников либо из-за халатности пользователей при передаче информации о состоянии здоровья пациента, напоминает Ян Власов. В связи с этим важно четко регламентировать порядок взаимодействия медучреждений с провайдерами, закрепить в законах их обязательства по безопасности телемедицинских услуг. Отдельная тема, по мнению эксперта, – ответственность медицинских учреждений, ФФОМС, страховых компаний и самих пациентов за полноту и достоверность передаваемых данных.

Еще одно обязательное условие дальнейшего развития телемедицины в России – подготовка кадров. Врачи первичного звена должны пройти обучение и получить соответствующие компетенции. Без решения этой задачи онлайн-консультации с ведущими специалистами из федеральных или областных клиник вряд ли достигнут своей цели. По мнению Яна Власова, в переходе на инновационные технологии есть потребность не только у первичного звена здравоохранения, но и у реабилитационной, паллиативной и многих других направлений медицинской помощи. Соответственно, востребованы различные виды телемедицинских услуг, вплоть до проведения экстренных консультаций и консилиумов с узкими специалистами.

К сожалению, для этого механизмы пока не выстроены. Так, некоторые районные больницы технологически не готовы к переходу на новый формат работы. Есть и другие ограничения, что называется, инфраструктурного характера. «До сих пор не все медучреждения включены в электронный документооборот. В Москве врачам проще получить электронную подпись, а в регионах она почти не распространена. А ведь ценность рецепта или рекомендации без такой подписи стремится к нулю», – констатирует эксперт.

Ко всему прочему, сегодня элементарно не хватает людей. Одна из причин – не все врачи включены в специальный регистр, открывающий доступ к оказанию удаленных услуг. В федеральных клиниках основные проводники телемедицины – ведущие специалисты – в подавляющем большинстве имеют высокую загруженность, напоминает Ян Власов. И это при том, что дистанционный формат предполагает работу онлайн и готовность к оперативным консультациям в режиме 24/7. Выход эксперт видит в привлечении широкого круга опытных специалистов для обеспечения взаимозаменяемости, круглосуточного, с учетом бесконечных российских просторов и часовых поясов, графика дежурств. Тогда участковый врач где-нибудь на Чукотке всегда сможет рассчитывать на совет и помощь опытных коллег из региональной клиники или из Москвы.

Источник: Еженедельный журнал «Профиль»

 
< Пред.   След. >
Перепечатка информации возможна только
при наличии активной ссылки на источник!

Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом | ОООИ-БРС | Все права защищены © 2008 | Центр ИНФО |
Проект при поддержке компании RU-CENTER