Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом


20.04.2024
Сеть ОООИБРС
Президент ОООИБРС
Устав
Структура
Экспертная служба
Служба патронажа
Информационная служба
Система НКО
Почта
РС у детей
III съезд ОООИ-БРС
IV съезд ОООИБРС
Архив публикаций
Лучшие практики
Видеоархив
Юридический архив
ПИТРС
ВСП программы
Обучение
Реабилитация
Благодарности
Проекты ОООИБРС
Методические материалы
Наши эксперты
Центральный
Москва
Московская область
Воронежская область
Курская область
Орловская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Липецкая область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный
Ростовская область
Волгоградская область
Астраханская область
Краснодарский край
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Крым
Севастополь
Северо-Западный
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Новгородская область
Республика Карелия
Республика Коми
Северо-Кавказский
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский
Ульяновская область
Саратовская область
Самарская область
Республика Татарстан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Башкортостан
Пермский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Уральский
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Сибирский
Новосибирская область
Красноярский край
Республика Алтай
Алтайский край
Томская область
Омская область
Забайкальский край
Кемеровская область
Иркутская область
Республика Хакасия
Дальневосточный
Приморский край
Хабаровский край
Сахалинская область
Магаданская область
Камчатский край
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
С праздником
  

ENGLISH VERSION
ABOUT SOCIETY
NEWS
REHABILITATION
Статистика
Участников: 15701
Новостей: 7762
Ссылок: 13
Missus Revised
На скутере по побережью Отправить на e-mail

Вчера я вернулась с круиза на пароме "Принцесса Анастасия" по трем балтийским столицам: Хельсинки, Стокгольм, Таллин. Спасибо брату, который организовал для нас с мамой это путешествие. Впервые я отправилась в далекое путешествие на своем скутере и хочу поделиться впечатлениями.

 

Надеюсь, что, возможно, они пригодятся кому-нибудь, кто захочет отправиться в тур самостоятельно на коляске или скутере.

"Театр начинается с вешалки" - так и мое путешествие началось с Морского вокзала Санкт-Петербурга. Парковка перед зданием вокзала представляет весьма печальное зрелище: местами снят асфальт, частично подсыпан гравий, в хаотическом порядке установлены пластмассовые ограждения. Специальных мест для парковки машин инвалидов не предусмотрено. Но, так как я заранее звонила на вокзал и узнавала о возможности оставить автомобили на время круиза, то местечко для меня нашлось, и я смогла выгрузить и собрать свой скутер.

Следующая трудность ожидала меня у входа в здание вокзала. От проезжей части по всему периметру он огражден поребриком высотой 15 см, но нигде не предусмотрено пологого съезда или низкого порожка для въезда с багажом на колесиках, детскими колясками и другими колесными средствами, типа моего скутера…

"The devil is in the details" ("Все мелочи – крупные"), построенный в начале 80-х годов вокзал даже не предполагал, что лица с ограниченными возможностями захотят путешествовать, это удел молодых и здоровых. Время на Морском вокзале СПб (Санкт-Петербург), остановилось, и ничто не изменилось до сегодняшнего дня. Мне пришлось сойти и попросить помощи у граждан приподнять и перетащить через ограждение мой "Пепелац".

Ура! На самом вокзале трудностей с передвижением не возникло, паспортный и таможенный досмотр проходила отдельно, без очередей и не вставая с кресла.

Передо мной встала махина 9-ти палубного парома, подниматься на который предлагается гражданам по трапу, таща в руках свои пожитки: (Так как я заранее обсудила этот вопрос с компанией-перевозчиком, мне была предоставлена возможность въехать в трюм грузовой палубы вместе с грузовиками и автомобилями. В трюме меня встретил стюард и сопроводил к лифту, но от лифта меня отделял опять-таки порожек 10 см! "Нет проблем" - сказал стюард и принес аппарель, которую укрепил в специальные пазы для спокойного въезда на колесах. Большой лифт со знаком инвалида, без проблем, поднял меня и доставил на мою палубу. "Принцесса Анастасия", построенная в Финляндии, также в 80-е годы, уже задумывалась о комфорте для инвалидов. Передвижение по парому и каюте также не составило никаких проблем, так как у нас была забронирована каюта класса «Командор» с двумя окнами. Розетка в 220 В позволяла без труда заряжать аккумулятор скутера ночью.

Так как это было уже далеко не первое мое путешествие по этим столицам, план осмотра и время мы выбирали сами. Порты всех этих трех государств оснащены специальными «рукавами» (крытыми трапами как в аэропорту) посадки - высадки пассажиров и длинными крытыми коридорами до прохождения к паспортному контролю. До центра Хельсинки я добралась на трамвае, который останавливается рядом с паромным терминалом. Для колясок существует специальный низкий вход, позволяющий въехать в трамвай без особых проблем, что меня очень порадовало.

В кафе, куда мы заехали выпить кофе, специально для меня открыли вторую половинку двери, и предложили уютный столик у окна, к которому я смогла подъехать по предусмотренному небольшому пандусу. Набережная Хельсинки, с расположенным на ней рынком, не располагала к прогулкам в силу огромного скопления народа и торговых палаток с тентами и брошенными на землю временными линиями электропитания. Мы направились в сторону Сенатской площади и Николаевского Собора. Тротуар покрыт большими гранитными плитами, но, - небольшая незадача, гранитные водостоки с домов представляют сложность для их пересечения. Пару раз пришлось просить помощи у прохожих перетащить мой скутер через эти красивые инженерные сооружения.

Начавшийся дождик, сократил нашу прогулку и заставил вернуться на паром. Фигурка писающего инопланетянина заключила впечатление о Хельсинки.

Стокгольм встретил нас прекрасной погодой и праздником середины лета (Иваном Купалой), по этому поводу практически у всех был выходной, в том числе, и, частично, у общественного транспорта. Поэтому нам пришлось присоединиться к автобусной экскурсионной группе, чтобы доехать до центра города. Мой Пепелац, без разбора, был погружен в багажное отделение двухэтажного автобуса водителем и одним из экскурсантов нашей группы. Спокойный русский "Добрыня Никитич" по имени Василий взял надо мной опеку и всякий раз доставал и спускал из багажника мои 34 килограмма энергии.

Нам очень повезло с гидом по городу, и, несмотря на то, что это было мое третье или четвертое посещение Стокгольма, я узнала много нового и интересного. В связи с праздником, многие центральные улицы и тоннели были закрыты и мы смогли посмотреть город по большому кругу, куда обычно не завозят экскурсантов. С нашим гидом Катей я отважилась на пешеходную экскурсию по старому городу. Представляете себе старую булыжную мостовую, а мой Пепелац без рессор и надувных колес, - какой грохот я издавала!!! Старые улочки Стокгольма, наверное, с ностальгией вспомнили скрип телег и колымаг средневековья. Но я двигалась самостоятельно и не отставала от группы, рискуя брать даже небольшие подъемы! Временами, какие-то детали отваливались от моего чудо-средства передвижения, я подбирала их и упорно двигалась вперед. Правда, наконец, перед гранитными вековыми ступенями узкой улочки я сломалась и повернула назад.

Перекусить мы решили в музее Нобеля в старом городе, но, видимо, я была первым водителем скутера, пожелавшим сделать это. Ни подъемников, ни лифта, чтобы преодолеть 7 больших ступеней не было предусмотрено. Добрые, неведомые мне граждане, подняли и перенесли мой агрегат, а я сама со скандинавскими палками поднялась по лестнице. Мы сидели на стульях, подписанных с обратной стороны Нобелевскими лауреатами, так как они обычно перекусывают в этом кафе перед вручением премии и Королевским банкетом. Перевернуть мой стул мне не представилась возможность, в силу зажатости между стеной и моим Пепелацем, так что я могу дать волю своей фантазии и представить себе кого угодно из Нобелевских Лауреатов, кто как и я грел этот стул.

После обеда, также с помощью молодых людей, нам удалось спустить чудо-технику, и мы отправились на самостоятельную прогулку по городу. Очень тронул и порадовал лифт для мало-мобильных граждан, расположенный на острове Парламента. Шведский Риксдаг расположен на отдельном зеленом острове, и к воде с двух сторон живописно спускаются широкие лестницы, которые я смогла бы преодолеть только как коляска из "Броненосца Потемкин". Поэтому, для таких как я, в гуще деревьев спрятана маленькая башенка с лифтом и даже с большим зеркалом, чтобы было не скучно спускаться.

Прогулялись мы по Королевскому Огороду, и завершила я свою экскурсию во дворе Королевского Дворца, наблюдая церемонию смены караула. Верный Василий погрузил нас в автобус, и мы вернулись на паром. Вечер прошел на верхней палубе, в шезлонге, рядом с вертолетной площадкой, греясь под закатными лучами теплого солнышка и восхищаясь прекрасными видами маленьких зеленых гранитных островов.

Таллин встретил нас длинными очередями паспортного контроля, и, несмотря на то, что для таких как я и пассажиров с детьми, был организован отдельный пункт пропуска, пришлось постоять в очереди минут 10. Быстрые эстонские пограничники отличаются удивительной скоростью досмотра. Так как Vana Tallin нас не интересовал, там мне точно было бы не проехать, мы взяли такси и отправились в Пирита и Кадриорг самостоятельно.

Монастырь Святой Бригитты связан с воспоминаниями романтической юности и мне очень хотелось там вновь побывать. Русскоговорящий таксист, сложив в багажник мой скутер, быстро доставил нас в Пирита и согласился немного нас подождать для осмотра монастыря. Монастырь был разрушен еще Иваном Грозным в ходе Ливонских войн, но сегодня, как никогда хорош, никаких следов запустения и тлена. Очень хороший фон для театральных постановок, настоящая средневековая декорация. А в моей памяти сохранились жутковатые провалы могил и порушенные кресты конца 70-х годов.

Дальше наш путь лежал в Кадриорг, где предполагалось погулять по старому парку и насладиться морским бризом. Добрый водитель помог собрать скутер, и мы отправились на прогулку, порадовавшись за Петра 1, который заложил этот парк для своей любимой Екатерины. Парк удивительно хорош, тенистые аллеи, прекрасные цветники перед дворцом, красивые пруды.

Увлекшись прогулкой в тени старых каштанов, я не сразу обратила внимание на первые капли дождя и это было большой ошибкой. Гроза началась мощно, сверкали молнии, дождь лил сплошной стеной, никакой зонтик помочь уже не мог. В момент мы оказались абсолютно мокрые, кущи деревьев не защищали, а усиливали потоки дождя. Это было бы весело, если бы дождь был короткий, но он лил и лил. Мы бросились к дороге на максимально возможной скорости зайчика (вторая скорость скутера - черепашка). Но зайчик наш тормозил в лужах и вяз в песке дорожек.

Минут 10 я ехала вдоль ограждения дороги, не имея возможности ее пересечь из-за высокого бордюра. Наконец мы увидели на другой стороне дороги здание кафе и решили брать бордюр штурмом, пересекая проезжую часть вне зоны перехода. Вдвоем с мамой перетащили скутер через 2 препятствия и с надеждой найти укрытие подъехали к кафе. Счастье было так близко, так возможно, но ... к заветному укрытию вело 3 непреодолимые ступени. Оставлять аккумулятор под дождем, я побоялась, и решила объехать кафе с другой стороны в надежде найти альтернативный вход.

Действительно, на служебном крыльце с противоположной стороны стояла молоденькая девушка официантка. На мой вопрос как мне въехать в кафе она пожала плечами и что-то сказала по эстонски. Я задала тот же вопрос на английском, но в ответ получила только пожимание плеч и неопределенное разведение рук. Видимо, на самом деле, существуют серьезные трудности перевода, и очень трудно понять двух абсолютно мокрых женщин под проливным дождем (одной из которых под 80 лет, а вторая на инвалидном скутере). Мы вновь подъехали к центральному входу в кафе. На мои выразительные просьбы о помощи откликнулся молодой человек, покинувший спасительную крышу и мужественно встретивший холодный душ, который с помощью моей храброй мамы, абсолютно мокрой, но не оставлявшей меня одну, подняли скутер на площадку перед входом, где уже укрылось много народу.

Тут нас встретило следующее препятствие - двери в кафе были слишком узкие, а вторая створка двери видимо была закрыта со времен Петра 1 и никогда не открывалась. Перспектива стоять мокрыми снаружи и не иметь возможность войти внутрь, мне не улыбалась, но, вдруг, именно вдруг, на пустынной улочке притормозило такси с предложением довести, куда пожелаем. Мы пожелали на паром и только туда, чтобы переодеться и согреться, но надо было еще раз разобрать скутер и под дождем донести до багажника. Слава Богу, водитель покинул свое сухое кресло и сделал это.

Спасительное тепло и крыша над головой придали уверенности, что мы хранимы своим ангелом-хранителем, но все же, для уверенности, что не заболеем, нам необходимы 100 грамм любого горячительного напитка и сауна. Что и было обязательно исполнено по возвращении на паром. Сауна и виски оказали мощное лечебное действие на душу и тело. А в памяти остались отверзшиеся Хляби Небесные. Видимо, им суждено смыть все старые неприятные воспоминания, и открыть новые возможности и дороги для путешествий.

 

Наталья Морозова

Санкт-Петербург, 2016 г.

 
< Пред.   След. >
Перепечатка информации возможна только
при наличии активной ссылки на источник!

Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом | ОООИ-БРС | Все права защищены © 2008 | Центр ИНФО |
Проект при поддержке компании RU-CENTER