В
рамках реализации проекта «Центр семейной реабилитации инвалидов», на
основании Договора о предоставлении гранта № 66/68-2 от 22.09.2016г. с
Благотворительным фондом поддержки семьи, материнства и детства
«Покров» в Краснодарском Центре семейной реабилитации инвалидов 8, 15,
22 и 29 апреля прошли четыре тематических занятия.
Темой этого занятия-консультации стала адаптивная физкультура для
инвалидов. Цель подобного обучения - научно-просветительская работа у
инвалидов и их родственников по вопросам физической реабилитации и
популяризация средств и методов физической реабилитации в зависимости от
ведущего дефекта.
Ведущий занятий: Серопян Сергей Айгасович.– специалист по адаптивной физкультуре
Данный цикл занятий отличался от предыдущих тем, что направлены они
были на особую категорию инвалидов — тех, кто вынужден передвигаться в
инвалидной коляске. Поэтому группы собирались небольшие и обязательным
было присутствие членов семьи, которые помогают пациентам дома.
Занятия начинались с небольшой лекции о понятии адаптивная
физкультура, о её формах и методах. Сергей Айгасович рассказал, что АФК
решает насколько проблем инвалидов:
- проблема преодоления психологических комплексов неполноценности
- коррекция основного дефекта;
- необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки,
обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не
поддающийся коррекции или восстановлению;
- всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей;
Далее были рассмотрены методы АФК:
-Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организации
занятия тренером с инвалидом. В этом случае методика подбирается строго
индивидуально, с учетом особенностей патологии инвалида, его
функциональных возможностей и подготовленности.
- Групповой, т.е. метод, при котором тренер работает с группой
инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно
присутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные
функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.
- Индивидуально-групповой, т.е. метод, при котором методически
занятия организует и ведет тренер, а ассистенты (родственники,
волонтеры) работают индивидуально с инвалидом под руководством
тренера.
На занятиях применялся последний из перечисленных: методики
подбирались строго индивидуально, с учетом особенностей патологии
инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности, а
практические занятия проводились с помощью родственников, но под строгим
контролем специалиста. Благодаря участию членов семей, занятия были
очень продуктивными. Во-первых, помощники обучились контролировать
правильность выполнения упражнений, во-вторых, научились помогать и не
навредить. Кроме этого, были освоены домашние тренажеры —
балансировочная подушка, эспандер, вертикализатор и другие, а также даны
рекомендации по изготовлению различных приспособлений дома.
Нужно сказать, что апрельский цикл занятий прошел очень
результативно, и тем инвалидам и членам их семей, которым
посчастливилось в них принять участие, удалось получить такие знания ,
которые обязательно помогут им в дальнейшей жизни. Цель их была в том,
чтобы люди, прикованные к коляске, ощутили в себе силы, получили
удовольствие от тренировок. Ведь многие ребята зажаты своей болезнью,
сидят в 4 стенах, боятся выйти на улицу, а им так важно каждый день
чувствовать «я смогу», понимать, что с приходом тяжелой болезни жизнь не
заканчивается.
Ирина Коджаева.
|