В Приложении «Фармацевтика» к Российской газете опубликована статья
Сопредседателя Всероссийского союза пациентов, профессора Я.В.Власова.
Текст: Ян Власов (сопредседатель Всероссийского союза пациентов)
За последние годы пациентское сообщество хотя и с трудом, но смогло
стать равноправным партнером государства и фарминдустрии в решении
проблем здравоохранения.
В уходящем году мы столкнулись с двумя серьезными проблемами.
Во-первых, в связи с тем, что фармкомпании следуют строгим этическим
принципам ведения бизнеса, происходит переориентация пациентских
организаций на финансирование через гранты. Но количество перешедших на
эту систему, незначительно. В основном это крупные организации, имеющие
опыт получения грантов, такие, как Всероссийский союз пациентов. В целом
финансирование сильно проигрывает прежним возможностям, когда основными
грантодателями были фармкомпании, как зарубежные, так и отечественные.
Ранее в бюджете пациентских организаций гранты составляли 30%, сейчас -
70%.
Вторая проблема - участие пациентских сообществ в общественном
контроле за госорганами. Мы видим, что соответствующий закон в регионах
не работает. Мы организовали систему общественных советов в 85 регионах
при Росздравнадзоре и в 62 регионах - при управлениях здравоохранением. И
теперь обучаем их работать более профессионально. Однако сами НКО,
инициативные группы граждан в общественном контроле не участвуют. То
есть выпадает целый пласт гражданского общества, который должен был этим
заниматься. Сами законодатели пошли дальше - есть протокол Открытого
правительства, в котором общественные советы предлагается наделить
функцией аудита органов госвласти. Но это нонсенс. Контролировать власть
должны органы госконтроля, а задачей общественных советов является
работа с населением.
От 2016 года мы ждем реализации задач по локализации и серьезного
подхода к импортозамещению. Иначе просто непонятно, зачем оно нужно,
если импортозамещающий препарат незначительно дешевле импортного, но при
этом проигрывает в качестве. Несомненно, государство экономит. Но
экономя небольшие средства, увеличивает косвенные расходы, а реальной
экономии нет.
Также следующий год станет новым этапом взаимоотношений между пациентским сообществом и производителями лекарств.
В ноябре Всероссийский союз пациентов и Ассоциация международных
фармацевтических производителей (AIPM) подписали меморандум о
взаимопонимании, закрепивший основополагающие принципы совместной
деятельности. Это приоритет интересов пациентов, высокий уровень
оказания медицинской помощи, партнерство в сфере здравоохранения в
интересах повышения доступности и качества оказания медицинской помощи. В
основу документа положены нормы Кодекса надлежащей практики АIPM и
Этического кодекса общественных объединений пациентов, обществ по защите
прав пациентов и некоммерческих организаций, действующих в интересах
пациентов.
Однако иногда государство хочет ограничить это взаимодействие.
Пыталась манипулировать общественными организациями Федеральная
антимонопольная служба, не давая нам работать с компаниями. В нашем
этическом кодексе прямо указана равная удаленность от всех фармкомпаний.
Но понятие «равноудаленность» не равно понятию «не работать». Оно
может быть равно понятию «равноприближенность». Можно находиться в
отношениях с производителями, в том числе и в финансовых. На основе
этого строится, с одной стороны, равноудаленность, с другой - то, что мы
можем создавать рабочие места для инвалидов. Мы не делаем ничего
противозаконного и работаем в интересах пациентов.
&Наша главная задача на следующий год - активное участие в
принятии решений относительно глубины локализации и создания системы
прозрачного перевода пациентов с одних лекарств на другие. Что греха
таить, есть такая тяга у некоторых чиновников всех одномоментно и без
участия пациентов, а иногда и врача, перевести с одного препарата на
другой, так как это выгоднее для бюджета. Но даже при одном и том же МНН
у пациентов - до 80% случаев - могут возникать негативные эффекты,
способные полностью свести на нет все результаты лечения.
Административно перевести пациента с прежнего препарата на новый и по
медицинским показаниям, и по этическим соображениям нельзя.
Значит, должна быть создана система перевода с четкими критериями,
чтобы люди не страдали от этого. Мы ведем переговоры с департаментом
здравоохранения Москвы о создании такой системы, которая давала бы
рекомендации об осуществлении перевода с одного лекарства на другое.
Чтобы решение принималось только врачом и доводилось до пациента очно.
Чтобы врач имел критерии перевода, и чтобы в итоге не ухудшилось
состояние пациента. Если механизм будет создан в столице, далее его
можно тиражировать и по стране.
Мнение Андрей Шутов, генеральный менеджер подразделения компании «Джензайм» по России и странам СНГ:
- Эффективность и прогрессивность компании оценивается не только ее
финансовой стабильностью, но и социальной ответственностью. Важным
показателем является участие в инициативах, объединяющих врачей,
пациентов и производителей, например, в социальных проектах,
благотворительных акциях и поддержке пациентских организаций. Мы активно
сотрудничаем с пациентскими сообществами. Уверены, именно
сотрудничество производителя, пациентских организаций, медсообщества и
госорганов позволяет рассчитывать на необходимый уровень и объем
медпомощи пациентам с тяжелыми заболеваниями и говорить об оптимизации
системы здравоохранения в целом.
статья pdf «Российская газета» - Спецвыпуск «Фармацевтика» №6854 (283) |