Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом


05.05.2024
Сеть ОООИБРС
Президент ОООИБРС
Устав
Структура
Экспертная служба
Служба патронажа
Информационная служба
Система НКО
Почта
РС у детей
III съезд ОООИ-БРС
IV съезд ОООИБРС
Архив публикаций
Лучшие практики
Видеоархив
Юридический архив
ПИТРС
ВСП программы
Обучение
Реабилитация
Благодарности
Проекты ОООИБРС
Методические материалы
Наши эксперты
Центральный
Москва
Московская область
Воронежская область
Курская область
Орловская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Липецкая область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
Южный
Ростовская область
Волгоградская область
Астраханская область
Краснодарский край
Республика Адыгея
Республика Калмыкия
Республика Крым
Севастополь
Северо-Западный
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Новгородская область
Республика Карелия
Республика Коми
Северо-Кавказский
Ставропольский край
Республика Северная Осетия - Алания
Карачаево-Черкесская Республика
Чеченская Республика
Кабардино-Балкарская Республика
Приволжский
Ульяновская область
Саратовская область
Самарская область
Республика Татарстан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Башкортостан
Пермский край
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Уральский
Свердловская область
Челябинская область
Курганская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Тюменская область
Сибирский
Новосибирская область
Красноярский край
Республика Алтай
Алтайский край
Томская область
Омская область
Забайкальский край
Кемеровская область
Иркутская область
Республика Хакасия
Дальневосточный
Приморский край
Хабаровский край
Сахалинская область
Магаданская область
Камчатский край
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
С праздником
  

ENGLISH VERSION
ABOUT SOCIETY
NEWS
REHABILITATION
Статистика
Участников: 15707
Новостей: 7767
Ссылок: 13
Missus Revised
ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ Отправить на e-mail
Институт управления Социальными Процессами
Государственного университета-Высшей Школы  экономики
Программа поддержки гражданского общества «Диалог»      
Возможности диалога государственных и общественных структур в улучшении системы здравоохранения
Автор: Голосов М.А.

            На опыте работы общественной организации в регионе обобщены наиболее актуальные вопросы возможности взаимодействия с государственными органами и как результат улучшения качества медицинского обслуживания граждан.

Факт существенного  отставания в уровне медицинского обслуживания  от уровня  развитых стран,  общеизвестен и никем не оспариваем, так же, как и факт несомненных успехов нашего здравоохранения на отдельных направлениях,  наличие высококвалифицированных кадров и серьёзных научных достижений. Однако этот существенный потенциал по ряду причин сегодня недостаточно используется. Формируемое ныне гражданское общество, создает необходимые условия реализации этих возможностей. Созданию структур, призванных представлять гражданское общество в системе здравоохранения, в последние два года уделяется всё большее внимание и всё очевиднее становится факт востребовательности такого подхода. Что имеется сегодня в активе по этому вопросу на федеральном уровне:

  • комиссия по здравоохранению Общественной палаты Р.Ф., председатель д-р Л. Рошаль,
  • аналогичные комиссии в Совете Федерации и Госдуме,                                                        
  • общественные Советы при Минсоцздравразвития и по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития,                                                                                            
  • общероссийские общественные и некоммерческие организации, представляющие интересы пациентов.

Каждая занимает свою нишу и пытается в позитивном плане влиять на улучшение ситуации в здравоохранении. Усилия каждой из них чрезвычайно важны и нужны. Кажется, это понимает и государство.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минсоцздравразвития и ряд общественных организаций пациентов заключили соглашения о сотрудничестве. В рамках заключенного соглашения Общероссийской общественной организацией инвалидов- больных рассеянным склерозом и Минсоцздравразвития учрежден институт уполномоченного общественного эксперта. Уполномоченный эксперт представляет Общероссийскую организацию в регионе и  наделён широкими полномочиями по контролю  качества медицинского обслуживания пациентов с соответствующим диагнозом, их лекарственного обеспечения. Имеет практическую возможность информировать непосредственно Минсоцздрав о наличии проблем и рассчитывать на адекватную и своевременную реакцию. И как результат значительно улучшилось обеспечение больных дорогостоящими лекарственными средствами. Данный опыт участия общественности в решении конкретных медицинских проблем является уникальным, заслуживает изучения и обобщения и полагаю распространения в том числе и на уровне регионов.

Коэффициент полезного действия общественных формирований федерального уровня хотелось бы видеть и в качестве принимаемых правительством и федеральными ведомствами управленческих решений, нормативных документов, улучшению контрольных функций федеральных органов.

Наиболее ярко ситуацию комментирует А.В.Саверский - председатель Общественного совета по защите прав пациентов(федерального). «У государства нет даже близкого к истинному представления о положении дел с выполнением на местах законов и приказов МЗиСР, касающихся качества медицинской помощи. о выполнении   врачами  стандартов, о так называемых врачебных ошибках, о количестве смертей и инвалидов по вине врачей и системы здравоохранения, о фактах, приводящих к этим ошибкам.» Надо отметить, что Россия одна из немногих стран, где такая статистика вообще не ведётся.

Серьёзные претензии высказаны А.В. Саверским по опубликованной Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. Главное в том,  что подход к решению проблем, заложенный в концепции,  приведет к тому, что «Концепция не будет работать совсем». Серьёзные претензии к качеству принимаемых на федеральном уровне решений имеют и исполнительные структуры Минсоцздравразвития в регионах.  Это относится  к проблеме многоканального финансирования, лекарственного обеспечения по программе ДЛО (в Тверской области 77% льготников от неё отказалось) и т. д. Гораздо больше вопросов возникает у граждан, вынужденных обращаться в медицинские организации, прежде всего, как по вопросам качества лечения, так и по качеству медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Повлиять на ситуацию в регионе возможности практически нет. Система как бюрократический орган занимает глухую оборону. Исправить ситуацию могут только скоординированные усилия граждан, объединенных в общественные организации. На региональном уровне это довольно сложная задача. И прежде всего потому, что приходится сталкиваться с реальными проблемами конкретных людей и непосредственно  решать конкретные вопросы. В чём сложности? Во-первых, недостаточно развитая структура организаций, представляющих интересы пациентов(основная причина в отсутствии условий их деятельности). Во-вторых, нежелание органов здравоохранения региона иметь в их качестве общественного критика и оппонента, с которым придётся считаться, менять привычный стиль и методы работы, и не допустить возможность общественного контроля над деятельностью, а это неизбежно. Более приемлемо  для исполнительных органов власти видеть в лице общественных организаций и НКО бескорыстного и бесконфликтного помощника, решающего по поручению какие либо локальные задачи. Это совершенно неприемлемо и лишает всякий смысл в их деятельности. У них нет ни ресурсов ни условий компенсировать недостатки в работе и более того прямые упущения должностных лиц. Полагаю, что первая задача общественности увидеть проблемы и в наиболее эффективной форме ставить  их для разрешения перед властью.

Еще одним ресурсом диалога и общественного влияния могли бы быть общественные советы по вопросам здравоохранения. Как совершенно справедливо отмечает М. Слободская, председатель комиссии  Общественной палаты Р.Ф., выступая на общественных слушаниях - "чиновники и представители НКО(некоммерческих общественных организаций) по-разному представляют себе задачи, стоящие перед общественными советами… В Тверской области в сфере здравоохранения созданы общественные советы при губернаторе, о также по защите прав пациентов при территориальном управлении  Росздравнадзора, соответствующими приказами с поименным определением их состава и в результате оказались, представлены большей частью медиками или людьми, зависимыми от системы здравоохранения, что не позволяет рассчитывать на независимость оценок в принятии решений. В их составе нет юристов, которые потенциально могли бы защищать права пациентов. А эта проблема сегодня по мнению председателя комиссии по охране здоровья Мосгордумы   Стебенковой  «самая острая и главная в сфере здравоохранения».  К сожалению она не находит адекватного отражения в СМИ и почему то не является предметом серьёзных исследований и обсуждения в соответствующих государственных органах власти. 

Исключительно важным представляется выявление, учёт, анализ мнений и оценок граждан по проблемам медицинского обслуживания. Создание независимой социологической службы было бы весьма действенным инструментом в решении проблем здравоохранения.

 Возможность более эффективного решения многих вопросов сегодня появляется  в связи с формированием в регионах новых общественных формирований - Общественных палат, представляющих интересы различных категорий граждан, и наделённых значительными полномочиями, которые имеют все возможности стать эффективной переговорной площадкой между обществом и властью. Пока они только сформированы (в Тверской области организационное заседание прошло 30.01.09 г.) Выводы делать преждевременно, но хотелось бы, чтобы за внешней стороной (а ей придано слишком большое значение) присутствовала достойно и  содержательная.

Становится очевидным, что как на Федеральном, так и региональном уровне крайне необходима координация деятельности общественных формирований и эту функцию могли бы осуществлять созданные  Общественные палаты их соответствующие комиссии, выражающие, прежде всего интересы потребителей медицинских услуг,  а не медицинского сообщества. Следовательно, в их составе должны быть соответствующие представители. И это не является проблемой. Проблема иметь такое желание.

 
< Пред.   След. >
Перепечатка информации возможна только
при наличии активной ссылки на источник!

Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом | ОООИ-БРС | Все права защищены © 2008 | Центр ИНФО |
Проект при поддержке компании RU-CENTER