Участники конференции отметили, что в последние годы продемонстрирован серьезный прогресс в развитии общественного участия в реализации целевых программ в области здравоохранения.
Однако, участники считают нужным отметить то, что по результатам проведенных исследований напрашивается вывод, что состояние здоровья населения гораздо хуже, нежели это следует из официальных данных, а также что система информирования населения по вопросам их прав как пациентов в большинстве регионов РФ еще не создана или создана, но очень слабая и имеет значительные пробелы как со стороны медицинских работников и учреждений, так и со стороны социальных служб.
По мнению участников конференции, принципы государственно-общественного управления, социального и частно-государственного партнерства могут быть положены в основу деятельности по реализации целевых программ в области здравоохранения. Это обеспечит консолидацию государства, общественности, бизнеса вокруг заявленных государством целей политики в области здравоохранения и социального развития и их успешное достижение.
Наряду с этим необходимо активизировать усилия по переносу апробированных и внедренных в ряде регионов моделей и механизмов участия институтов гражданского общества в формировании политики в области здравоохранения и социального развития.
К числу наиболее актуальных проблем, на решение которых надо направить совместные усилия всех участников образовательного процесса, участники конференции отнесли:
· недостаточная степень разработанности нормативной базы государственно-общественного управления, социального и частно-государственного партнерства в здравоохранении;
· неравномерность развития в субъектах РФ ключевых механизмов развития общественного участия в формировании политики в области здравоохранения и социального развития;
- нерешенные вопросы бюджетного финансирования программ ДЛО и др., а также обеспечения работы органов государственно-общественного управления в области здравоохранения;
- неприятие принципов и методов государственно-общественного управления в сфере здравоохранения, недостаток мотивации к развитию государственно-общественного управления со стороны части представителей управленческого корпуса системы здравоохранения;
- недостаточная информированность части пациентов и общественности, а также местного сообщества в целом в вопросах общественного участия в формировании политики в области здравоохранения;
- отсутствие системной организации обучения представителей общественности;
- не достаточный уровень сформированности механизмов распространения инновационного опыта, лучших практик в сфере развития общественного участия в формировании политики в сфере здравоохранения
· Способствовать повышению конкуренции между государственными, муниципальными и частными ЛПУ за финансы ТФОМС (соблюдая антимонопольное законодательство) тем самым, создавая предпосылки для повышения качества и доступности медицинской помощи.
Участники конференции пришли к общему мнению о том, что решение многих существующих проблем и дальнейшее совершенствование механизмов участия общественности в формировании политики в области здравоохранения может быть обеспечено, наряду и вместе с необходимыми мерами дальнейшей государственной поддержки и нормативного правового обеспечения, на основе реализации в системе здравоохранения в целом, и в ее общественном секторе в особенности принципов саморегулирования. Возможности для реализации этих принципов открыты Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
Для этого действующим в сфере здравоохранения некоммерческим организациям и общественным объединениям, организациями пациентов, медицинским учреждениям и т.п., реализующим эффективные модели участия общественности в формировании политики в сфере здравоохранения необходимо организационно подготовиться. Перспективными задачами для формирования ассоциированного саморегулируемого сообщества в сфере здравоохранения на ближайший период являются:
- создание книги лучших практик общественного участия в реализации программ в области здравоохранения,
- поддержка законотворческих инициатив общественности и пациентских организаций в области здравоохранения;
- внедрение механизмов общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления и бюджетной политики в области здравоохранения, формирования бюджетов всех уровней по вопрпосам касательно охраны здоровья граждан и социальной помощи.
Такое саморегулируемое сообщество должно разработать и использовать необходимые инструменты и процедуры оценки и мониторинга соблюдения сообществом принятых норм и правил.
По итогам работы Конференция принимает следующие рекомендации:
Министерству здравоохранения и социального развития РФ
- Совершенствовать механизмы нормативного правового регулирования государственно-общественного сотрудничества в системе здравоохранения;
- Активно внедрять эффективные инструменты стимулирования участия пациентских организаций в реализации целевых программ и управлении здравоохранением, информационной открытости и публичной отчетности органов власти в сфере здравоохранения и медицинских учреждений.
- Оказать содействие созданию и организации деятельности саморегулируемого сообщества по расширению общественного участия в формировании политики в области здравоохранения и социального развития, в управлении здравоохранением.
- Развивать систему обучения общественных экспертов на различных уровнях управления с широким использованием дистанционной и консультативной поддержки
- Разработать и предложить профессиональному сообществу и широкой общественности в сфере здравоохранения организационно-правовые формы реализации в системе здравоохранения в целом, и в ее общественном секторе, в особенности, принципов саморегулирования, создания саморегулируемого сообщества.
- Предложить формирующемуся саморегулируемому сообществу (ассоциации) модели и формы реализации сетевых механизмов распространения лучших практик государственно-общественного управления, публичной отчетности, подготовки общественных экспертов, внедрения механизмов общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления в области здравоохранения и социального развития.
- Ввести институт уполномоченного по правам пациента федерального уровня.
- Ввести институт общественных наблюдателей в частности для мониторинга прав пациентов.
- Ввести регулярные аттестации медицинских сотрудников всех уровней - экзамен по правам пациентов.
- Создать ассоциацию по защите прав пациентов и выступить с законодательной инициативой в Гос Думу РФ о повышении до 15% ВВП отчисляемого на здравоохранение. (%?- проверить)
- Усилить общественный контроль за работой контролирующих органов в сфере здравоохранения.
- росздравнадзор
- органы прокуратуры
- фонды ОМС
- страховые медицинские организационные учреждения с целью улучшения доступности, своевреммености и качества медицинской помощи и их лекарственного обеспечения.
- Принимать меры по повышению ответственности пациентов за свое здоровье.
- паспорт здоровья
- информацию для пациентов об ответственности под роспись.
- Рекомендовать региональным органам власти разработать комплекс мер по обеспечению доступности медицинской помощи для лиц с особыми потребностями, включая создание межведомственных советов по здравоохранения, организацию ресурсно - методических центров по внедрению и поддержке механизмов взаимодействия с пациентскими организациями, с привлечением к разработке и реализации мероприятий общественных организаций.
Участники конференции приняли решение представить данную резолюцию и материалы конференции Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Комитет по охране здоровья Государственной Думы РФ, Комитет по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации ФС РФ, Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации Д.М.Медведеве, в Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации ФС РФ С.М.Миронове, Общественную палату Российской Федерации, а также в качестве открытого письма представителям СМИ.
Подводя итоги конференции, участники отметили конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость и практическую направленность дискуссий, а также выразили уверенность в том, что профессионализм, ответственность и инициатива, присущие работникам в сфере здравоохранения и практикам-общественникам, позволят выполнить поставленные задачи.
Дополнительно
Рекомендации тематического объединения по здравоохранению
Заключительная конференция
Программа поддержки гражданского общества «Диалог»
(21 – 22 сентября 2009 г.)
- Министерству образования РФ внести изменения в образовательные стандарты/программы медицинских вузов по увеличению количества часов по юриспруденции и защите прав пациентов
- Принять на Федеральном уровне обязательный к разработке и обязать в субъектах Федерации Административный регламент по оказанию медицинских услуг в рамках ОМС (прописать сроки ожидания и установить контроль за их исполнением)
- Государственной Думе РФ ускорить разработку Федерального Закона «О медицинском страховании и работе страховых компаний».
- Государственной думе РФ – разработать Закон «О защите прав пациентов».
- Росздравнадзору усилить контроль/мониторинг исполнения Федерального законодательства по здравоохранению в сельской местности.
- МЭРТ и Минздраву РФ распространить опыт «Альтернативной регистрации» россиян, не имеющих регистрации на территории РФ, (Санкт-Петербург, РБОО «Ночлежка», Комитет по социальной политике) в другие субъекты РФ.
- Государственной Думе РФ ускорить процесс принятия Федерального Закона «О государственных гарантиях по обеспечению пациентов с хроническими заболеваниями, ведущими к инвалидности, дорогостоящей медицинской помощью».
- Росздравнадзору распространить опыт ОООИ-БРС по общественному контролю за обеспечением законодательства в области прав пациента.
По работе с целевыми группами
- Оказать содействие в организации деятельности саморегулируемого сообщества, организаций гражданского общества по расширению общественного участия в формировании социальной политики
- Предложить саморегулируемому сообществу организациями гражданского общества способствовать распространению лучших практик государственно-общественного управления, публичной отчетности, общественного участия, общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно-общественного управления в области социального развития.
По взаимодействию с органами власти
- Разработать и предложить профессиональному сообществу и широкой общественности в сфере социальной политики организационно-правовые формы реализации участия общественности в формировании социальной политики в целом.
- Рекомендовать региональным органам власти разработать комплекс мер по обеспечению доступности государственных услуг в социальной сфере для лиц с особыми потребностями, включая создание межведомственных советов по здравоохранению, образованию, развитию ресурсно-методических центров по внедрению и поддержке механизмов взаимодействия с общественными организациями, с привлечением к разработке и реализации мероприятий общественных организаций.
- Осуществлять на конкурсной основе поддержку инициатив и проектов по расширению общественного участия в формировании социальной политики.
По деятельности, направленной на объединение усилий гражданского общества
- Способствовать проведению мероприятий с совместным участием ряда общественных организаций
- Способствовать обмену информацией между общественными организациями